Родившийся в Выборге 17 ноября 1914 года Богданов с момента появления на свет, кажется, был уверен в своем предназначении. Он закончил столичное художественное училище памяти 1905 года. Для продолжения учебы на художественном факультете ВГИКА в мастерской Дубровского-Эшке Михаила Александровича отозвали из ополчения в 1943.
Становление
Обучение профессии стартовало с набора в 1939 в киноинститут. Выпуск проходил в Алма-Ате, куда эвакуировали киноискусство. Вручал дипломы выпускникам знаменитый режиссер Эйзенштейн, снимавший в Алма-Ате «Ивана Грозного».
Творческая деятельность стартовала с середины сороковых. Кино тогда осваивало возможности монтажа, новую поэтику и звук. Начались разработки построения сюжета, драматических конструкций. Решающее значение получила взаимосвязь действенной атмосферы и поступков героев. Обрело несвойственную ранее повествовательность и изображение. Поменялись задачи кинохудожников.
Декорация превратилась в материальное продолжение биографии персонажей. Ведущее место в творчестве мастера было отдано повествовательной реалистической натуре. Основой работы стало стремление добиться достоверности экранного изображения и в натурных, и в павильонных съемках на основе встроенных художником декораций.
В то время между рукотворными и натурными декорациями различие ощущалось достаточно остро. Нередко поэтому кинематографисты предпочитали именно сочиненное обрамление фильма. Натуру отбирали, в основном, сами художники. В противном случае от декораций требовалось полнейшее воссоздание. С конца пятидесятых главное значение уделялось современной тематике картин.
Окружающей среде отводилась роль одного из действующих лиц. Развитие и совершенствование Богданов в своем творчестве стремился соединить обе тенденции, не доводя симбиоз до крайности. В подборе натуры и построении декораций художник стремился к максимальной достоверности образа на экране.
Натура трансформировалась в полнейшем соответствии с замыслом, а рукотворные декорации сочетали в себе все признаки подлинной реальности. В картинах «Целина», «Старики-разбойники» это стремление стало залогом успешности в осуществлении замысла.
Знаковые работы
Закономерно привела мастера документальная эстетика с работу над телефильмами. Он трудился над «Голубкой», «Путиной». Среде в проектах отводилась практически хроникальная точность. Он работал над почти тридцатью картинами.
Первой стала кинолента 1948 «Мичурин», где Богданов выступил в роли постановщика. В то время предпочтения отдавались декорациям павильонным и тяжеловесным. В них присутствовала некая доля театральности. Это заметно по первым трудам будущего живописца.
В 1973 он работал над картиной о невероятных приключениях итальянцев в России. Значение декораций в этом проекте имело огромнейшее значение. Мастер великолепно справился с задачей. Все обрамления обрели большую лаконичность, придавая фильму динамизм и легкость.
В нарисованных эскизах исчезло противоречие мелу нарисованной статичной и динамичной кинонатурой. В рукотворных декорациях для «Каменного цветка», «Хождения за три моря», «Войны и мира». В последнем проекте работы велись совместно с художником Мясниковым. В успешности сосуществования с натурой отводилось огромное значение цветовым решениям.
Деятель сумел подобрать настолько интересные варианты, что образы наполнились поэзией, глубоким смыслом. Визуальный мир стал неповторимым и уникальным. Трудился над несколькими проектами мастер с мастерами из Болгарии и Индии. Творчество постановщика является примером гармоничности реализации его возможностей.
Многие выпускники называют Богданова своим учителем. Он стал зачинателем традиций в деле изучения кинодекорационного искусства. Своеобразность мироощущения стала причиной слияния жизни с творчеством. Заслуги и работы мастера Художник ощущал внутреннюю близость с Баженовым, Крымовым, Довженко. Сферу интересов в немалой степени определили и основные учителя.
Заслуги
С самых первых дней внимание мастера сосредотачивалось на цвете. С новым выразительным средством кинематографа связаны наиболее интересные достижения. Преподавателем будущего киноживописца стал Богородский, одним из основоположников советской школы художников кино. Благодаря ему, все студенты знали, что именно живописцы являются одними из главных участников в деле создания фильма.
Эти идеи развивал и отстаивал позднее и сам Богданов во время педагогической деятельности. В одной из своих работ мастер писал, что живописцы в кино творят не только фон, выполняя указания оператора и режиссера. Благодаря прекрасной профподготовке сразу после получения образования живописец смог активно включиться в ритм жизни на «Мосфильме» и начать преподавание во ВГИКе с 1944.
За сорок лет работы мастер от ассистента прошел путь до заведующего кафедрой мастерства кино- и телехудожников. Легко ощутить значение творческого вклада художника по тому, что всегда его творение выступает не в прямом, а в опосредованном виде. Смысл и значение искусства, по мысли Богданова, в том, что главное – осмысление и раскрытие сущности окружающего бытия.
Завершающим трудом живописца стал фильм 1990 «Очищение». В снятой по произведению Андреева ленте о жизни деревенского священника Василий рассказано об обретении после многих испытаний истинной вере. Скончался художник в 1995 году, 20 сентября. Его лучшие эскизы наполнены динамикой и остротой, заметна принципиальная незавершенность формы изображения. Богданов сумел преодолеть границу между статичностью и динамикой, добиваясь цели только совершенствованием неизобразительных элементов формы.