Формирование взглядов
Людвиг родился в 1804 году в семье специалиста по уголовному праву. В юности он изучал богословие, затем проходил обучение в университете. В этот период юноша познакомился с учением Гегеля, слушал его лекции в Берлине. Знаменитый ученый представил все стороны мира - естественную, историческую и духовную в непрерывном развитии, а также обосновал основы диалектики. Первое время Фейербах был последователем гегельянства, но позднее создал собственную концепцию, получившую название антропологического материализма. Его учение изучало не мысли о действительности, а саму действительность.
Учение Фейербаха
«Новая философия» преодолела теологию и абстрактный гегелевский идеализм. Людвиг называл природу «основой», на которой «выросли люди», и существующей вне зависимости от философской науки. Ученый ставил человека в центр философии. Материю он рассматривал как источник телесной и духовной составляющей человека. Развитие собственных научных идей он отразил в словах: «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней».
Решая основной вопрос философии с материалистической точки зрения, Фейербах был твердо уверен в том, что мир познаваем. Новизна его взглядов состояла в том, что человеческие органы чувств он именовал органами философии, осуществляющими познание вещей. Кроме этого, он считал, что антропология и естествознание доказывают неразрывную связь между процессами физиологии и мышления. Человек был для него «истинным Богом», род человеческий он называл высшим проявление природы. Многогранные людские чувства и любовь друг к другу рассматривались им как «закон разума». Человеческую мысль он считал продуктом мозга и не видел в ней ничего материального. Хотя сущность учения носила вполне материальный характер, сам он отказывался давать ему такое название. Чаще ученый именовал его «реальным гуманизмом».
Определяя человека как «продукт природы», который в свою очередь окружил себя искусством и религией, ученый подчеркивал неизменность и вечность материального. Антропологический материализм определял людей в центр методологических поисков и выделял три основных понятия: природа, общество, человек.
Роль ученого
Философия, строившаяся на всеобщей любви, была утопичной. Выступая против всего идеалистического, он сам частично оставался на этих позициях. Говоря об учении Людвига Фейербаха, можно сказать, что оно явилось звеном, соединяющим классических немецких философов с новым научным поколением, представителями которого были Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Основоположники марксизма высоко ценили заслуги Фейербаха и считали его своим предшественником.