Ранние годы

Будущий герой появился на свет в 1918 году на Саратовщине. Русская крестьянская семья Путиных жила в селе Разбойщина, сегодня этот населенный пункт носит название поселок Соколовый. С детства Саша привык рассчитывать на собственные силы. Судьба распорядилась так, что в пятилетнем возрасте мальчик лишился матери, а спустя еще пять лет умер отец. После окончания школы ФЗУ в 1936-м юноша начал работу на Саратовском заводе по выпуску комбайнов. В это полуголодное время проходило становление характера парня. Семнадцатилетний слесарь-инструментальщик днем трудился на заводе, а в вечернее время занимался в авиаклубе. Его кумирами стали знаменитые летчики молодой страны Советов Чкалов и Байдуков. Александр мечтал о небе, о полете к Северному полюсу, но его желаниям суждено было сбыться не так скоро.

В 1940-м юноша попал в ряды Красной Армии. Ряды новобранцев он пополнил добровольно, после того, как прозвучал клич Ворошилова «Комсомольцы, на лыжи!». Романтическую мечту пришлось временно поменять на реальные события Советско-финской войны. Он служил пулеметчиком 109-го лыжного батальона.


Первые полеты

Только через год Путина направили в летную школу города Эльгельса, выпускником которой он стал в начале войны. В 1942-м пилот продолжил подготовку в Краснодарском летном училище.

На фронт Путин попал в январе 1943-го. В составе 624-го Молодечненского авиационного полка штурмовиков он участвовал в сражении на Курской дуге, освобождал Брянск и Псков. Его дальнейший путь пролегал в Белоруссию, Латвию и Литву, Польшу. Весть о победе застала летчика в столице Чехословакии.

Благодаря летному мастерству и инициативе очень скоро Александр стал лучшим пилотом части. С первых месяцев боевых действий ему доверили возглавлять группу штурмовиков. Его смелости можно было позавидовать, поэтому командование доверяло летчику выполнение наиболее ответственных операций.


Летом 43-го

31 августа 1943 года руководство поручило группе из шести самолетов, командиром которой был Путин, провести бомбардировку вражеских составов на железнодорожном узле Навля. «Илы» взлетели с аэродрома и двинулись на запад. Накануне завершилось крупное наступление советских войск. Битва на Курской дуге продолжалась сорок девять дней. В масштабной операции приняло участие около двух миллионов человек, тысячи танков и самолетов. Сражение стало ключевым в ходе Великой Отечественной войны. Фашисты с трудом сдерживали рубежи обороны, им нужно было выйти за Днепр, чтобы вывезти награбленное имущество. Фронтовая линия была четко обозначена пожарами и выстрелами орудий.

Когда группа самолетов приблизилась к станции, фашисты открыли огонь, пальба зениток усиливалась с каждой минутой. Земля сверкала от выстрелов, одним из выстрелов самолет Путина подбросило в воздухе. Но даже после этого командир не свернул с намеченного курса. Ведь внизу «на парах» стояли эшелоны, готовые отправиться на хутор Михайловское. Командир сбросил бомбу на паровоз, а его товарищи на вагоны. После того как «илы» повернули назад, на станции прогремел взрыв. В тот день группа подорвала два паровоза, десятки вагонов, склад боеприпасов и полностью уничтожила здания станции.


Последние дни войны

Появление штурмовиков приводило гитлеровцев в ужас и обращало их в бегство. Часто получалось так, что самолеты сами становились мишенью вражеских зениток. Чтобы остаться невредимым в этой мясорубке, приходилось обладать мгновенной реакцией и превосходной техникой. Самолет Путина получил номер «10», и цели фашистов он всегда поражал «в десятку». Летчик пережил немало опасных ситуаций. Особенно ему запомнился случай, когда самолет подбили и с трудом балансируя на крыльях, он благополучно выбрался из машины.

Запомнился Александру боевой вылет 14 февраля 1945-го, который совпал с боевой операцией Красной Армии по взятию в кольцо немецкой группировки под Бреславлем. Группа из восьми самолетов под руководством Путина осуществила удар по резервным частям противника. Штурмовики совершили пять заходов на цель, в результате чего уничтожили двадцать автомашин, танки и роту фашистов. За эту успешную операцию вся группа получила благодарности от командования армии.

За годы войны Путин возглавлял группы штурмовиков девяносто два раза, в каждой было от шести до двадцати четырех машин. Все операции прошли успешно и результативно, с минимальными потерями. Командир эскадрильи за три года совершил 130 боевых вылетов на самолете «Ил-2». Его личное мужество и вклад в дело победы были отмечены высшей награды СССР – звания Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года герою вручили медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина.


Дальнейшая биография

После победы Путин продолжил армейскую карьеру. В 1954-м он решил приобретенный военный опыт закрепить теоретическими знаниями и окончил подмосковную Военно-воздушную Академию. Александр Дмитриевич уволился в запас в 1962-м в звании полковника. Большую часть своей послевоенной биографии он провел в Рязани. Он остался верен своей первой специальности и трудился на заводе электронных приборов двадцать семь лет. Старание и упорство сделали его передовиком производства, а к боевым орденам и медалям добавились награды за доблестный труд.


Параллельно с трудовой деятельностью Александр Дмитриевич проводил общественную работу, уделял внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения, делился с молодежью страницами своей судьбы. Путин прожил долгую жизнь и умер в 2003-м. Окружающим он запомнился как человек большой скромности, который с достоинством нес звание Героя.