Время ученичества
На свет литейщик появился между 1540 и 1545 годами в Смоленске. Сына небогатого торговца отправили учиться грамоте и счету.
После этого этапа обычно подростков направляли к мастерам, где дети обучались ремеслу. В Смоленске возводились крепостные стены, отливались пушки с пищалями. Чохова и отправили в ученики к литейщику.
Из Москвы с известным зодчим Федором Конем прибыли и мастера литейного дела. К Ганусу и определили подростка. Под руководством опытных наставников Андрей выполнял первую работу.
Он отливал пищали. Тогда же начинающий ремесленник получил и первую награду. После завершения работ приезжие с учениками вернулись в Москву. Переезд круто изменил биографию Чохова.
Литейных мастеров селили на месте современной Пушечной улицы. Грозный силами старался укрепить армию. Внимание он уделял артиллерии.
Труды мастера-пушечника
Орудий отливали немало. Сразу же оружие шло в армию для артиллерийских отрядов. Рутинная работа превратилась для Андрея в дело жизни. Ему доставались и заказы уникальные.
Гигантские пушки были предназначены не только для обороны. Их использовали для впечатления иностранцев, прибывавших в Москву с непонятными целями.
В сентябре 1554 Чохов с Ганусом отлили огромнейшую пушку свыше тысячи пудов. В армию исполинскую мортиру не отправили, оставив напротив кремлевского храма Покрова на рву.
Спустя год рядом с ней появилась вторая пушка также авторства Чохова. На каждой красовалось клеймо с надписью «ученик Чохов». Вместе с учителем он и выполнил последние совместные работы. С 1566 работа проводилась без скончавшегося Гануса.
Отлитые в осень 1566 пушки промаркированы как изделия мастера Андрея Чохова. Его назначили одним из руководителей реконструирования Пушечного двора.
Новый начальник добился обустройства второй печи для литья, расширения территории для обустройства новой литницы для установки пушкоотливочных формы. Процедура отлива начиналось с макета из дерева.
На поверхности модели вырезался орнамент. Дерево обмазывали глиняным с примесью навоза слоем. Дерево удаляли после высыхания глины. Полученную форму помещали в специальную яму, опустив в середину отливки сердечник, обмазанное глиняно-навозной смесью бревно.
Остывшую отливку поднимали наверх, освобождали от глины, ставили на специальные козлы. Поверхность очищали от дефектов, шлифовали внутренний стволовой канал. Обычно мастер руководил деятельностью подмастерьев и учеников, таких, как ранее Чохов.
Новый вид деятельности
По мере приобретения опыта русский отливщик приступил к руководству всем процессом. Им задумывался серьезный вклад в модернизацию технологии, потому и пошел опытный ремесленник в ученики к колокольному мастеру Луке.
С ним Чохов отливал колокола для Спасского монастыря Подмосковья. Но прежде всего мастер оставался пушечным. Есть данные, что в семидесятых Чохов наладил личную жизнь, женился. К началу Ливонской войны было отлито несколько пищалей для Смоленского кремля.
В 1575 изготовлена стенобитная пушка для белгородского кремля. Тогда же мастером был отлит один из наилучших образцов его творчества, пушка «Волк». Оригинальной новинкой стал сужавшийся к концу ствол. Стрельбу орудие могло вести и ядрами, и картечью.
Вместе с другими крупными пушками «Волка» включили в состав особого отряда, оставленного в Ливонии. В боях под Венденом захваченные шведами орудия настолько потрясли командующего, что он распорядился о перевозке трофеев в Вильно.
В зиму 1577 Чоховым была изготовлена самая внушительная пушка осадной артиллерии пищаль с единорогом, названная «Инрог». Литейщик осенью 1578 приступил к работе над новым «Волком». Его сразу увезли к месту боев.
В 1591 его захватили шведы. Оба трофея установили в замке Грипсгольма. Выкупленные при Петре Первом орудия вернули в Россию.
Известнейшие работы
Самым известным творением Чохова стала мортира Царь-пушка с портретом царя Федора Ивановича. Отливка заняла два года и завершилась летом 1586. Для транспортировки на Красную площадь потребовалось двести лошадей, которых запрягали в специально изготовленную Чоховым повозку.
В 1589 мортиру переместили в центр Красной площади, разместив неподалеку от Лобного места. Она простояла там до окончания семнадцатого столетия. Петр Первый распорядился о перевозке орудия в Кремль. Лежащие рядом ядра для стрельбы не предназначались.
Для повышения скорострельности началось производство многоствольных орудий. Их число Чохов решил увеличить, разработав систему для отливки в двух печах одновременно. В 1588 было отлито за одну плавку сто единиц «сорок» С 1587 до 1605 продолжалось наиболее плодотворное для мастера время. Он представил стреляющую осветительными и зажигательными снарядами «огненную пищаль». С конца восьмидесятых мастер перешел к колоколам.
Его первым изделием весной 1594 стал «Лебедь» для Троице-Сергиевой лавры. Далее был гигантский «Иван-колокол» на четыре тысячи пудов. Работал тогда Чохов с учениками. Им даже подавалась челобитная с просьбой отметить «по небрежению» забытого Федора Прохорова.
Несмотря на престижность новой деятельности литейщик колокола подписывал как «пушечный мастер Андрей Чохов». Последними заметными работами стали стенобитные орудия. «Ахиллес» был отлит в 1617.
Стояло орудие на лафете из чугуна, покрытом орнаментом. После был отлит новый «Волк» и более крупный «Кречет» Все изделия выставлены в Кремле. Чохов в последний раз упомянут в конце 1629 года. Далее его имя нигде не значилось.