В основе билибинского стиля лежит популярный тогда модерн с народным искусством. Своей популярности изобретение не утратило по сей день.
Художественное призвание
Художник появился на свет 4 (16) августа 1876 года неподалеку от Петербурга в селе Тархановка. Фамилия была известна в семнадцатого века как купеческая. В Эрмитаже портреты предков Билибина занимают почетные места. Отец будущего живописца был военно-морским врачом, мать – композитором.
Мальчик отличался способностями к рисованию. Он занимался в школе при Императорском обществе поощрения художеств. Правда, глава семьи более желала видеть сына не художником, а юристом. Не решаясь перечить воле родителя, Иван Яковлевич поступил на юридический.
Однако заниматься живописью не бросил. После завершения получения образования художник направился в Германию учиться во всемирно известную мастерскую Ашбе. После обучения Иван вернулся домой и начал заниматься в мастерской Репина.
Спустя несколько лет вольнослушатель стал студентом художественного училища при Академии искусств. Под воздействием картины Васнецова «Богатыри» молодой художник начал интересоваться народным стилем. Его так очаровала старорусская атмосфера, что Иван отправился путешествовать по отечественным глубинкам.
Он ходил по лесам, посещал деревянные избы, изучал орнаменты и впитывал национальный фольклор. После поездки автор начал создание рисунков в собственной манере. Первыми иллюстрациями стали изображения к сказкам Афанасьева.
Книги завоевали популярность не только необычностью стилизации рисунков, но и особенностью видения народных сказочных образов. Художник не просто рисовал, но и делал каждой иллюстрации обрамление с соответствующим характерам героев орнаментом.
Работа над совершенствованием
Обложки издания живописец также оформлял, а буквы стилизовал под старинные славянские. Значимой страницей биографии Билибина стала поездка по северным губерниям. Там художник открыл для себя русский север с его бытом, искусством. В тех краях словно замирало время.
Живописец любовался людьми в народных костюмах с вышивками, знакомился с лубочным стилем, жил в избе с резьбой, рисовал деревянные храмы. Впечатления и итоги весьма продуктивной поездки отразились в картинах Билибина.
С собой он привел множество набросков, снимков. Позднее живописец написал по заметкам несколько статей. Материал помогал ему в работе над эскизами для театра, иллюстрационным циклом по сказкам Пушкина. Началась знаковая работа «Сказкой о царе Салтане».
Со скрупулезной точностью живописец прорабатывал окружение авторских персонажей, их костюмы, упоминаемую архитектуру. В своей работе Билибин экспериментировал со стилем. Так, в «Сказке о золотом петушке» заметен лубочный стиль. Все рисунки приобрела Третьяковская галерея.
Сопровождаемые иллюстрациями Билибина издания очень понравились читателям. Отличали рисунки приятность цветовых решений, колотит персонажей и детализация нарядов. Настоящей находкой стал шрифт.
Подо всем этим скрыт гигантский труд. Начинал художник всегда с набросков. Далее рисунок переводился на кальку, отрисовывался на бумаге и его контур обводился тушью.
Завершающая часть работы заключалась в цветовой заливке акварелью. Тона использовались лишь локальные, без градиентов. Поражает высочайшая аккуратность воспроизведения бесчисленных орнаментов с мельчайшими деталями.
Семейная жизнь
Временное правительство поручило популярному художнику создание эскиза герба. Живописец нарисовал двуглавого орла. С 1992 он изображался на всех отечественных банкнотах. Гознак обладает авторскими правами на наработки живописца. Довелось трудиться мастеру и в коммерческой иллюстрации.
Им созданы рекламные плакаты для «Новой Баварии». Рисовал он обложки к популярным изданиям, театральные афиши, эскизы для марок. Вся продукция моментально расходилась. Успешно совмещал живописец преподавательскую деятельность с художественной. Он учил графике в Рисовальной школе поощрения художеств. В числе его учеников Георгий Нарбут, Константин Елисеев.
В этот период устроил мастер и личную жизнь. Первой его избранницей стала художница-оформительница Мария Чемберс. В семье родилось двое сыновей. Отношения разладились. Спустя несколько лет муж и жена расстались. Вместе с детьми Мария переехала в Англию. Вновь женился художник на Рене О'Коннель, трудившейся художницей на фарфоровом заводе. Расстались они спустя пять лет.
Третья супруга Александра Щекатихина-Потоцкая, также являлась ученицей мастера и художником по фарфору. Она оставалась с живописцем до последних дней.
Последние годы
Прожив несколько лет в Крыму, мастер в начале двадцатых перебрался в Египет. Он работал над храмовыми фресками, путешествовал по Сирии и Кипру. В Александрии он осел с семьей. Там прошла и первая выставка живописца. Через пять лет Билибин занимался театральными декорациями в Париже.
Он создавал декорации для «Жар-птицы» Стравинского, оперы «Борис Годунов». Работал мастер и над иллюстрированием французских сказок. Незадолго до возвращения, Билибин начал в советском посольстве настенную роспись «Микула Селянинович». По приезду мастер работал с театрами и издательствами. Последними стали рисунки к «Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова» и роману «Петр Первый» в уникальном авторском стиле.
Продолжал трудиться художник и во время блокады. Скончался он в 1942. Его творчество популярно и по сей день. Благодаря Ивану Яковлевичу творческие народные традиции стали доступными для современников.