Из биографии Игоря Евгеньевича Минаева

Будущий украинский и французский режиссер появился на свет в Харькове 15 января 1954 года. Минаев получил хорошее профессиональное образование. В 1977 году Игорь Евгеньевич окончил Киевский институт театрального искусства, режиссерский курс факультета кинематографии (мастерская В. Неберы).

Трудовую деятельность после вуза начал на знаменитой Одесской киностудии. Первая его режиссерская работа руководству не понравилась. Несколько лет режиссеру не давали работать над своими картинами.

В 1985 году Минаев снимает фильм-короткометражку «Телефон» по одному из стихотворений Корнея Чуковского. Роль Корнея Ивановича в фильме сыграл Лембит Ульфсак. Работа Минаева была оценена по достоинству: в 1987 году он получил приз детского жюри Московского кинофестиваля.

В конце 80-х годов Игорь Евгеньевич снял художественные картины «Первый этаж» и «Холодный март». В этих работах автор отразил перестроечные процессы в стране. Оба фильма прошли отбор для показа на фестивале в Каннах в 1988 и 1990 годах. Сам режиссер вспоминает то время как период хаоса и полной свободы творчества. Делать творцы могли все, к чему лежала душа, средств на создание картин требовалось не слишком много.

В 2013 году состоялся кинофестиваль в Одессе, где тот самый фильм «Первый этаж» был представлен в ретроспективном показе на тему «Затерянный мир». Зрители увидели лучшие фильмы, созданные украинскими мастерами на излёте советской эпохи. Некоторые из этих картин ранее не демонстрировались, поскольку кинопрокат в стране был разрушен.

Оценивая работы украинского режиссера, кинокритик Л. Госейко отметил, что режиссеры, чьи работы были представлены на фестивале, относятся к «разогнанному возрождению»: почти никто из тех мастеров не сумел найти применение своим талантам на родине.


Зарубежная карьера Игоря Минаева

Так случилось и с Минаевым. В 1988 году он переехал во Францию и обосновался в Париже. Здесь он некоторое время преподавал в одной из киношкол, ставил спектакли. Одна из его работ того периода – «История солдата» на музыку Стравинского и «Флорентийские ночи» по автобиографической прозе Марины Цветаевой.

Минаеву повезло: он сумел воспользоваться поддержкой французского фонда, который был заинтересован в сотрудничестве с кинематографами cтран Восточной и Центральной Европы. Многие режиссеры благодаря поддержке фонда получили возможность снимать свое кино. Среди этих мастеров были Павел Лунгин, Виталий Каневский и Игорь Минаев.

В начале 90-х годов Минаев задумал и успешно осуществил экранизацию рассказа Е. Замятина «Наводнение». В главной роли в картине снялась Изабель Юппер.


Через несколько лет Игорь Евгеньевич создает картину «Лунные поляны». Это драматический рассказ о брате и сестре, которые встретились после долгих лет разлуки. За данную работу Минаев получил приз на фестивале «Киношок».

В 2006 году свет увидела кинокартина Минаева «Далеко от Сансет-Бульвара». Отклики со стороны критиков не были однозначными. Кое-кто полагал, что рассказанная автором фильма история о режиссере с нестандартной сексуальной ориентацией, который снимал мюзиклы в сталинские времена, подана в фильме с неоправданными упрощениями, без учета подлинного драматизма той эпохи и свойственных тому времени противоречий. Российская пресса приняла фильм бывшего советского гражданина Минаева с долей иронии и даже с насмешками. А вот на фестивале русского кино во французском Онфлёре картина получила сразу два приза.

Из других кинематографических работ Минаева можно назвать: «Подземный храм коммунизма» (1991), «Зимой» (2010), «Голубое платье» (2016). Для нескольких своих фильмов Минаев сам писал сценарии.

Минаеву доводилось выступать и в роли критика. В 2010 году режиссера пригласили в жюри Международного кинофестиваля, проходившего в Монреале.


Игорь Минаев как документалист

В марте 2018 года Игорь Минаев и Юрий Леута познакомили общественность с документальным фильмом «Какофония Донбасса».

В интервью Игорь Евгеньевич отметил, что считает причиной происходящих ныне на Юго-Востоке его родной Украины событий советское прошлое. Отправной точкой для документального фильма стала картина «Симфония Донбасса» (1931), насквозь пронизанная советскими мифами о рабочем и шахтере.

«Какофонию Донбасса» вполне можно назвать фильмом о влиянии пропаганды на общество. В работе над фильмом его авторы опирались на кадры кинохроники и работы своих предшественников. Работу в архивах и поиск героев документального фильма проводил Ю. Леута.

Режиссеры постарались показать подлинные, далекие от советской «мифологии» истории людей, которые находятся под влиянием пропаганды. По мнению Минаева, фильм смотрится как настоящая драма, разрывающая зрителя на части. Хотя многие кадры выглядят вполне спокойно и буднично.

Будучи режиссером, работающим на Западе, Минаев хочет, чтобы его кинематографические работы были понятны не только жителям постсоветского пространства, но и тем, кто почти ничего не знает о жизни на Украине. Он считает, что в этом фильме ему удалось осветить неоднозначный и противоречивый термин, который для западного слуха звучит непривычно – «Донбасс».