Марсель Марсо посвятил свою жизнь пантомиме. Его творчеством восхищались во всем мире. Во Франции в честь актера были названы многие учебные заведения, а публика считала его национальным достоянием. Актер, не произносивший на своих выступлениях ни одного слова, заставлял людей грустить, радоваться и восхищаться его творчеством.

Детство и юность

Мальчик родился в городе Страсбург, в 1923 году, 22 марта. Будущие родители Марселя бежали из Польши, спасаясь от преследования еврейских семей. Биография мальчика очень непростая. Отец был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц, где и погиб в конце войны.


В период оккупации Франции, мальчик вместе со своим братом примкнул к местному подполью и помогал в спасении детей из еврейских семей, переправляя их через границу, в Швейцарию. Его дар пантомимы проявился именно в этот период. Практически мгновенно меняя выражение лица, он мог прикинуться кем угодно, не вызывая подозрения у постовых, которые всегда думали, что видят этого человека впервые. Это помогло Марселю вывести из Франции несколько десятков детей.

Позже он вступил во французскую армию и там сменил свою фамилию на Марсо, взяв ее в честь одного из французских генералов, участвовавших в революции. Уже в это время он стал показывать свои первые пантомимы, выступая перед военными в короткие перерывы между боями.

Как только Франция была освобождена, Марсель вместе со своими друзьями дали на одной из площадей свой первый большой концерт.

Начало творческого пути

Увлекшись творчеством Чарли Чаплина и театром, Марсель поступил на обучение в школу искусств города Лиможа, а чуть позже – в Театр имени Сары Бернар, где и получил актерское образование. Его учителем стал знаменитый актер Этьен Декру, который первым рассмотрел в юноше его дар и талант. Марсель учился и у великого представителя искусства актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в одной из кинолент мима 19 века – Дебюро.

Уже вскоре Марсель начал самостоятельно выступать на сценах театров Франции, и его удивительный дар был сразу принят французской публикой. Актер стал открытием и сенсацией в мире театра, тогда и началась его великолепная сценическая карьера. Марсель придумал себе образ клоуна Бипа, в котором и предстал перед французами. Помятая шляпа-котелок, свитер в полоску, взлохмаченные волосы пепельного цвета, покрытие пылью, белый грим на лице и грустный взгляд подведенных глаз – таким его и запомнили миллионы зрителей.


Не говоря ни одного слова, используя только собственное пластичное тело, он «разговаривал» с публикой на своем языке, и его понимали. Вместе с ним люди плакали от радости и рыдали от горя. Марсо говорил, что, владея каждой клеточкой тела, слова не нужны, они лишь создают помеху в общении со зрителями и нарушают тишину образа, созданную мимом. Только изредка актер использовал в своих театральных постановках музыку, которая могла дополнить образ грустного клоуна. Благодаря своему таланту и театральному мастерству Марсель был признан не только публикой, но и театральным сообществом, за что получил в 1948 году премию Дебюро.

Один из самых известных номеров Марсо стала пантомима «Против ветра». На протяжении номера человек в образе клоуна преодолевал расстояние от одного края сцены к другому, сопротивляясь силе ветра и медленно двигаясь вперед. Чтобы дойти, ему приходится бороться со стихией и из последних сил давать ей отпор. Актер заставлял зрителей восхищаться его героем, который обладал мужеством, волей к победе и достигал своей цели, несмотря ни на что. Интересно, что часть движений Марселя взял за основу своей «лунной походки» знаменитый певец Майкл Джексон, который восхищался пластикой Марсо и много раз пересматривал его номера.

Со своим кумиром – Чарли Чаплином, под влиянием образа которого был и создан клоун Бип, Марсо встретился лишь один раз, совершенно случайно, возвращаясь со съемок одного из своих фильмов. Они столкнулись в аэропорту и провели вместе около часа. В конце встречи актер, не зная, что сказать перед расставанием, поцеловал руку великого мастера немого кино, а тот лишь расплакался в ответ.

Гастроли и выступления

В середине 50-х годов Марселя приглашают в турне по Америке, где он производит настоящую сенсацию. Его талант был моментально замечен в Голливуде и актеру предложили контракт. Но Марсо снялся лишь в одной киноленте, режиссером которой стал Мел Брукс.


После посещения США актер стал постоянно гастролировать по всему миру. Он давал огромное количество спектаклей и каждый раз публика с восторгом принимала великого мастера пантомимы.

В СССР Марсо впервые приехал в 1957 году и так же, как и во всем мире, произвел неизгладимое впечатление на зрителей и коллег по театральной сцене. Он много раз бывал в гостях у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые стали для него близкими друзьями. Также часто Марсо общался с Аркадием Райкиным, с которым они тоже быстро подружились. Константин Райкин в своих интервью не раз говорил, что Марсо был и остается самым великим артистом жанра пантомимы и повторить то, что сделал он, или хотя бы приблизиться к его мастерству никому не удалось.

О прекращении своей творческой деятельности Марсо объявил в 2000 году, но со сцены не ушел, поставив через два года еще один свой спектакль «Руки».
Поклонники актера не переставали восхищаться его талантом и до сих пор этого великого актера вспоминают не только во Франции, но и во всем мире.

Марселя Марсо не стало в 2007 году, он немного не дожил до своего 85-летия. Его похоронили во Франции на кладбище Пер-Лашез.


Личная жизнь

Свою личную жизнь Марсель предпочитал не афишировать. Семья была для него таким же местом «тишины», как и все его творчество.

Известно, что он был трижды женат, но при жизни старался, чтобы имена его жен и детей тоже были никому не известны. Только после его смерти тайна была приоткрыта.

У Марсо было четверо детей. Его первая жена родила ему двоих сыновей – Батиста и Мишеля. А третья – двух дочерей – Камиллу и Аурелию.