После отказа от производства двигателя 402 заводским конструкторам была поставлена серьезная задача по разработке бензиновых моторов нового поколения с более мощными и совершенными характеристиками. Это стало причиной появления на свет двигателя ЗМЗ-405, которым стали оснащаться «Газели» и «Волги». Данный двигатель обладает инжекторной системой впрыска топлива, которая распределяет его наиболее оптимально, при этом значительно снижая расход. Кроме того, в двигателе 405 использован щестнадцатиклапанный главный блок цилиндров (ГБЦ), что конструктивно очень серьезно отличает его от предшественника.
Технические характеристики
Двигатель ЗМС-405 можно считать в полном смысле инжекторной модификацией карбюраторного двигателя ЗМС-406. А на международный рынок он стал поступать под торговой маркой «Евро-3», что позволило мотору 405 выйти не только на более высокий уровень продаж, но и серьезно популяризировать продукцию отечественного автопрома. Теперь детищем «Заволжского моторного завода» оснащаются многие транспортные средства иностранного производства. А дебютировали в этом важном для нашей страны начинании именно производители автомобилей «Фиат». Один из мировых лидеров в области автомобилестроения заключил с ОАО «ЗМС» крупный контракт на поставку данных моторов и комплектующих к ним, что знаменовало собой новую эру для российского флагмана в этом сегменте потребительского рынка.
У данного двигателя есть модификация 405 («Газель»), которая предназначена для производства исключительно грузовых автомобилей и пассажирских микроавтобусов марок «Газель» и «Соболь». Данная модель мотора имеет каталожный номер 405.020. Важной характеристикой двигателя 405 («Газель») является его ориентация именно на увеличение тяговой мощности, а не на скоростные параметры.
Для того чтобы по-настоящему оценить технические возможности двигателя 405 («Газель», «Соболь») нужно обратиться к его основным параметрам. Этот мотор обладает следующими базовыми характеристиками:
- объем двигателя составляет 2,484 литра;
- мощность – 115-140 лошадиных сил;
- вес – 184 кг;
- число цилиндров – четыре штуки;
- число клапанов – по четыре на каждый цилиндр: всего шестнадцать штук;
- диаметр поршня – 95,5 мм;
- ход поршня – 86 мм;
- средний уровень расхода топлива составляет 9,5 литров на сто километров (режим «город» - 11 литров, режим «трасса» - 8 литров);
- экологические нормы - согласно стандарту «Евро 0-4».
Двигатель 405 («Газель») отличается особенной адаптацией к суровому российскому климату, а потому рабочий диапазон температур от -40 градусов Цельсия до +40 градусов Цельсия позволяет ему прекрасно себя чувствовать в любом регионе эксплуатации. В данном случае отдельных слов требует прекрасная работа жидкостной системы охлаждения двигателя, которая эффективно справляется со всеми нагрузками, не давая мотору перегреваться.
Техническое обслуживание
Важным элементом безаварийной эксплуатации любого технического средства является, конечно же, его правильное техническое обслуживание. Именно этому следует уделять особенное внимание и при работе с двигателем 405 («Газель»). Обычно по рекомендации производителей легковых моторов их техобслуживание необходимо производить на каждые двенадцать тысяч километров пробега автомобиля. При этом к первостепенным операциям относятся именно замена масла и масляного фильтра.
Однако производитель мотора 405 («Газель») считает, что ТО нужно производить при пробеге автомобиля, составляющем от десяти до одиннадцати тысяч километров. Именно такой подход позволяет значительно увеличить ресурс бензинового двигателя. Причем при эксплуатации данного двигателя с использованием газового оборудования его техническое обслуживание необходимо осуществлять уже при пробеге автомобиля от восьми с половиной до десяти тысяч километров.
Обычно из-за интенсивной работы двигателя 405 («Газель») его рекомендуется подвергать техническому обслуживанию каждые восемь-девять тысяч километров. Это обусловлено тем, что в усиленном режиме эксплуатации мотора происходит изменение химического состава масла, которое теряет свои рабочие характеристики. Кроме того, на каждые пятнадцать тысяч километров пробега автомобиля следует производить регулировку клапанов и установку соответствующих регулировочных шайб.
Во избежание дорогостоящего ремонта двигателя, включая замену ГБЦ, и восстановления его работоспособности необходимо внимательно следить за состоянием газораспределительного агрегата. Ведь из-за того, что не произвели своевременную замену ремня с роликом, может случиться ситуация, когда деформируются клапана по причине обрыва ремня.
Кроме того, особого контроля состояния требует прокладка клапанной крышки, которую необходимо заменять каждые двадцать тысяч пробега автомобиля. Не стоит забывать и о замене воздушного фильтра, которую производитель двигателя 405 («Газель») рекомендует производить каждые двадцать пять тысяч километров пробега транспортного средства.
Ремонт
Как показывает практика, производство ремонта двигателя 405 («Газель») можно в полном смысле отнести к простым и доступным техническим манипуляциям по причине того, что его конструкция достаточна простая и надежная, а наличие запасных частей на потребительском рынке всегда гарантировано. Единственной сложностью в данном контексте может являться возможная расточка коленчатого вала и блока цилиндров.
Порядок основных действий при капитальном ремонте двигателя 405 («Газель») следующий:
- разборка двигателя;
- диагностика силовых механизмов и деталей;
- составление плана требуемых операций и составление перечня необходимых запасных частей;
- приобретение запчастей и расходного материала;
- подгонка коленчатого вала под размер вкладышей, включая его проточку;
- расточка-хонинговка ГБЦ;
- необходимая замена деталей блока цилиндров;
- шлифовка всех плоскостей и опрессовка на наличие трещин;
- промывание деталей;
- первичная сборка двигателя и определение возможных дополнительных материалов и запасных частей;
- финальная сборка.
Кроме того важно знать, что установка коленчатого вала сопряжена с его балансировкой. А эта процедура осуществляется только при установке нового сцепления. Также при ремонте ГБЦ необходимо произвести обязательную замену гидрокомпенсаторов.
Тюнинг
В процессе эксплуатации двигателя 405 («Газель») многие автолюбители выражают желание воспользоваться тюнингом. Такая специфичная модификация мотора сопряжена со следующим комплексом операций по модернизации:
- Замена блока цилиндров. В качестве варианта можно воспользоваться разработкой компании «JP», которая прекрасно подходит вместо стандартного варианта.
- Замена инжектора. Важно понимать, что модернизация системы подачи топлива сопряжена не только с увеличением мощности двигателя, но и с дополнительным расходом топлива, который будет установлен в новых пределах – около пятнадцати литров на сто километров.
- Замена выпускного коллектора и выхлопной системы. Это усовершенствование сопряжено с точным расчетом, который необходимо сделать самостоятельно.
- Расточка поршневой системы. Трудоемкий процесс, который не гарантирует оптимального результата. В данном случае речь идет об увеличении диаметра поршня с 95,5 мм до 98 мм, что позволит рассчитывать на добавочную мощность двигателя в размерах до 20%.
Профессионалы рекомендуют производить тюнинг моторов исключительно в специальных ателье, где квалифицированные специалисты смогут модернизировать двигатель без потери ресурса и ущерба его состоянию. Ведь обычно такая практика приводит к уменьшению моторесурса на 30%, что, в свою очередь, приводит к скорому капремонту.