Многим водителям, неплохо ориентирующимся в пересечении городских улиц, кажется довольно привлекательной возможность работы в такси. Вроде, ничего сложного развести вечерком нескольких пассажиров по домам, и небольшой дополнительный заработок готов.
Однако все не так просто, для начала работы в такси нужно собрать пакет необходимых документов, оформить дополнительную страховку и лицензию на право перевозить людей. Конечно, размер пакета документов для работы на арендованной машине или для небольших подработок будет немного отличаться, но за отсутствие любой необходимой бумаги работники ГАИ могут выписать довольно внушительный штраф.
Итак, какие документы должны быть у человека, который планирует работать в такси, и насколько сложно будет их собрать?
Стандартный пакет
Для того чтобы иметь право на перевозку людей, водитель должен соответствовать нескольким критериям:
- Стаж не менее пяти лет;
- Отсутствие судимостей (даже условных);
- Не должно быть зафиксированных ДТП по вине водителя;
- Возраст не моложе 25 лет.
У работника такси при себе всегда должно быть водительское удостоверение, технический талон на автомобиль и диагностическая карта (техосмотр). Причем следует помнить, что для такси срок действия карты всего 6 месяцев, затем нужно загонять машину на ТО заново. Нужно помнить, что действительным будет только документ, выданный сертифицированным центром технического обслуживания.
С июня 2018 года за наличием диагностической карты (и страхового полиса тоже) будут следить автоматические дорожные камеры. Конечно, штраф не очень большой - 800 рублей, но если "письма счастья" будут приходить постоянно, никаких заработков не хватит. Да и лицензию могут отозвать за несоответствие транспортного средства.
Получение лицензии
Если водитель решил устроиться на работу в компанию, которая официально занимается перевозкой пассажиров и предоставляет ему автомобиль по договору найма, то процедуру получения лицензии берет на себя компания. А вот если для работы будет использоваться собственное транспортное средство, то лицензия на перевозку пассажиров будет необходима.
Для этого понадобится:
Зарегистрироваться в местной налоговой инспекции в качестве ИП или ООО c правом перевозки пассажиров. Намного проще оформить статус ИП, это не потребует регистрации Устава предприятия и размещения на расчетном счету суммы уставного капитала (минимум 10000 рублей).
Для получения Свидетельства предпринимателя нужно подать в налоговую инспекцию заявление установленного образца, ксерокопию всех страниц паспорта с отметками и квитанцию об уплате государственной пошлины. Через 5 рабочих дней можно получить готовое Свидетельство об открытии ИП и с ним подавать документы на получение лицензии. Кстати, после этого нужно в течение трех дней зарегистрировать номер расчетного счета в любом удобном банке, иначе будет немаленький штраф.
В каждом регионе есть незначительные отличия в пакете необходимых для получения лицензии документов, поэтому предварительно лучше связаться с региональным Минтрансом и уточнить все у них. В любом случае понадобятся:
- Свидетельство об регистрации ИП (или ООО) с нужным видом деятельности;
- Заявление установленного образца на выдачу лицензии;
- Копия паспорта (все страницы с отметками);
- Копия свидетельства о регистрации транспортного средства, которое будет использоваться для работы;
- Документ о прохождении ТО автомобиля;
- Квитанция об оплате пошлины (в каждом регионе суммы отличаются).
Полученную лицензию нужно держать в машине вместе с остальными документами, ее могут попросить предъявить как представители ГАИ, так и дотошные пассажиры. Срок действия этого разрешения - 5 лет, потом ее нужно продлевать заново.
Следует знать, что Министерство может отказать в выдаче лицензии, если их не удовлетворят опыт водителя или состояние автомобиля.Даже то обстоятельство, что машина приобретена в кредит, может стать поводом для отказа в получении разрешения.
Особенности страхового полиса
Стоимость полиса ОСАГО для такси будет значительно выше, чем для автомобиля той же марки, принадлежащего обычному гражданину. Работники страховых компаний рассчитали, что такси эксплуатируются намного чаще, чем обычные легковые автомобили, поэтому и амортизация будет выше, и риск попасть в ДТП существенно больше. При этом водитель такси как ответственный перевозчик несет гражданскую ответственность за здоровье и жизнь пассажиров, и этот нюанс тоже учитывается при расчете стоимости страховки.
Страховые компании имеют право доступа к базам данных зарегистрированных такси. Поэтому водителю будет непросто утаить информацию, что автомобиль используется для перевозки пассажиров. Даже если удастся обойти правила и заплатить как за простой транспорт физического лица, в случае ДТП станет понятно, что машина использовалась как такси, и в страховой выплате может (и будет) отказано. Тогда вся материальная ответственность за ущерб в ДТП ляжет на водителя такси, а это уже более серьезные суммы, чем своевременное заключение страхового полиса.
Путевой лист
Вокруг необходимости ежедневного заполнения путевого листа с отметками медика и механика споры не затихают уже давно. Однако, согласно закону и учитывая многочисленные рейды и проверки такси на дорогах, его наличие необходимо. Даже если водитель работает как ИП на личном автомобиле, у него должен быть заполненный путевой лист, который нужно предъявить по первому требованию инспектора ГАИ.
При заполнении нужно помнить, что путевой лист выдается в одном экземпляре, поэтому он писать придется от руки, и все данные должны быть хорошо различимы. В бланке должны быть указаны:
- Дата выдачи, номер путевого листа и срок, на который он оформлен (сутки);
- Наименование организации, ее реквизиты, контактные данные и оттиск печати;
- Марка и регистрационные данные автомобиля;
- Фактический предприятия, где проводился осмотр и был выдан путевой лист;
- Данные о медицинском осмотре водителя;
- Данные о техническом состоянии автомобиля и комплектация на момент выезда из гаража.
Подготовка автомобиля
После успешного получения лицензии автомобиль нужно подготовить к началу работы. Согласно закону, на транспортном средстве должна быть символика, отличающая службу такси, поэтому придется установить на крышу опознавательный фонарь с надписью и оборудовать салон таксометром. Если не выполнить требования и при проверке это обнаружится, то водителя оштрафуют или даже лишат лицензии.
Отдельным пунктом стоит требование налоговой инспекции об установке онлайн - кассы вместо привычного выписывания чеков БСО.
В салоне машины на видном месте должна быть размещена "карточка водителя" с отчетливой фотографией, ФИО, регистрационными данными автомобиля, номером лицензии и контактными телефонами регионального Министерства транспорта. Также, по новым правилам, в автомобиле должен быть установлен видеорегистратор и GPS-навигатор.
На случай, если поступит заказ от пассажиров с ребенком, в такси должно быть установлено удерживающее устройство (кресло или бустер), подходящей возрастной категории. Перевозка малышей без них незаконна и может быть опасной для маленького пассажира.
Недостаточно уверенно управлять автомобилем и хорошо знать улицы города, для успешной работы в такси нужно быть доброжелательным человеком с высокой стрессоустойчивостью и хорошим чувством юмора. Только тогда эта напряженная работа сможет приносить не только доход, но и моральное удовлетворение.