История возникновения буддизма
Одна из мировых религий, а для многих просто философия жизни, известная сейчас как "буддизм", ведет отсчет своей истории ориентировочно с 500 года до н.э. Родиной "буддизма" является территория Индии, где располагались древнейшие государства Кошала, Личчхави и Магадха.
Предположительно, толчком для появления нового религиозного взгляда там, где долгое время господствовал брахманизм, стали несколько факторов. Во-первых, светская власть, стремившаяся укрепить свои позиции, поддерживала распространение в простонародье религиозного течения, выступающего против основных идей господствующего тогда учения брахманов. Поздневедийская и пураническая литературы имеют указание на наличие факторов, определяющих буддизм как "религию правителей". Во-вторых, глубочайший кризис ведийской религия, происходивший в период с 500 до 1 год до н.э., способствовал появлению альтернативных учений.
Появление буддизма неразрывно связано с наследником короля Капилавасту, принцем Сиддхартха Гаутама. Опекаемый отцом, Сиддхартха не знал жизни вне дворца, полной роскоши и удовольствий. Он заключил брак с любимой девушкой и у них родился сын. И, возможно, принц так бы и закончил свои дни не зная другой жизни, если бы не четыре эпизода, изменившие его мировоззрение. Однажды, Сиддхартха столкнулся с немощным стариком. Затем стал свидетелем мучений человека, умирающего от проказы.
Так принц узнал, что в есть другая сторона жизни, состоящая из старости, недуги и, в конце концов, смерть. А потом он повстречал бедного странника, который ничего не хотел от жизни и радовался тому, что есть. Новые встречи настолько поразили Гаутаму, что в 29 лет он решил оставить дворец и стать отшельником. Аскетический образ жизни, глубокие размышления о судьбе человека привели Гаутаму к просветленью, и в возрасте 35 лет он стал Буддой - просветленным, пробужденным. Последующие 45 лет Будда проповедовал учение, основу которого составляют Четыре благородные истины.
Основы религии
Странствия, лишения, наблюдение за людьми и медитации на протяжении шести лет позволили Будде прийти к истине, раскрывающей причины страданий человека. Так, каждый из нас, стремясь заполучить те или блага, комфортные условия жизни изначально обрекает себя на страдания. Лишь отказавшись от лишнего, принимая жизнь такой какая она есть, без прикрас можно прийти к абсолютной гармонии своего существования.
Пожалуй, разительным отличием буддизма от иных мировых религий является тот факт, что Будда не придавал своим откровениям божественности. Он говорил о своем учении как о результате практического познания мира, наблюдений и медитаций, которые он практиковал в период странствия. Будда призывал не слепо доверять словам, а убедиться в праведности его учения через лично полученный опыт и лишь потом принимать. Основу буддизма составляют четыре доктрины, являющиеся его неотъемлемой частью:
- Жизнь есть дуккха, то есть страх, неудовлетворенность, тревога, страдания, озабоченность, беспокойство. Каждый человек в разной степени испытывает на себе дуккху, которая является основой существования. Буддизм указывает на неразрывность этой связи, как ни одна другая религия. При этом не отрицая возможность наличия в жизни приятных моментов.
- Всегда есть причина, способствующая появлению дуккхи. Это может быть как жажда человека к удовольствию, вожделение, похоть, алчность и другие подобные чувства, так и отвращение, неприятие неугодного.
- От дуккхи и причин ее возникновения можно избавиться. Угасание всяческих страстей и желаний неизменно ведет к нирване.
- Нирвана есть путь избавления от земных страданий, достичь которого можно пройдя восемь стадий различных состояний - восьмеричный путь. Именно он является "серединным путем" в учениях Будды, позволяющим избежать крайностей в стремлении получать удовольствия и не испытывать страдания.
Восьмеричный путь состоит из следующих ступеней:
- правильное понимание - следует принять, что жизнь полна страданий;
- правильные намерения - на жизненном пути стоит не допускать чрезмерного удовольствия, страстей;
- правильный образ жизни - следует оберегать живое, не нанося ему вред;
- правильная речь - слово может как творить добро, так и сеять зло, поэтому следует следить за своей речью;
- правильные поступки - нужно стремиться ко свершению добрых дел, избегая плохих;
- правильные усилия - следует направлять усилия на преобладание положительных мыслей над иными;
- правильные помыслы - всегда необходимо помнить, что плоть заключает в себе зло;
- правильная сосредоточенность - тренировка концентрации на происходящих вокруг жизненных процессах помогает в поисках истины.
Составляющие восьмеричного пути вытекают друг из друга, неразрывно связывая все компоненты воедино. Нравственное поведение невозможно без дисциплины ума, требующееся для достижения мудрости. Мудрость порождает сострадательность, ибо тот, кто сострадателен, тот мудр. Однако, без дисциплины ума остальное недостижимо.
Основные направления буддизма
Увеличивая число своих последователей, буддизм претерпевал изменения, образуя различные направления. Сегодня насчитывается 18 школ этого вероучения, основные из которых Махаяна, Тхеравада, Ваджраяна, Тибетская ветка.
Махаяна является основной ветвью буддизма, приверженцы которой составляют 50 процентов от общего числа буддистов. Это направление широко распространено в Китае, Японии, Монголии, на Тибете и придерживаются идеи полного слияния природы и человека.
Тхеравада. Численность последователей этого древнейшего направления насчитывает около 40 процентов буддистов и отличается четким следованиям словам, фразам, учениям Будды.
Ваджраяна (Алмазная колесница) - ответвление Махаяны, которое принимая его суть, внесло свое видение на методы и подходы к медитации. В современном мире это направление пользуется все большей популярностью, заинтересовывая своими взглядами на тантру.
Тибетская ветка. Базируется на основах махаяны и ваджраяны. Главной целью практик в тибетском буддизме является достижение нирваны. Здесь взаимоотношения, основанные прежде всего на проявлении доброты, играют ключевую роль.
Буддизм на карте мира, численность верующих
Древнейшая из мировых религий, претерпевая изменения, переживая расцвет и упадок, распространилась далеко за пределами Индии, найдя своих последователей не только в странах Азии, но и в Европе, Америке. Сегодня буддисты составляют примерно 7 процентов от общего числа верующего населения Земли. К странам, где буддизм получил наибольшее распространение, можно отнести:
- Китай. Признан официальной государственной религией, наряду с четырьмя другими. Наиболее распространенным является буддизм Махаяны, обещающий подарить избавление от страданий всем, кто к этому стремится.
- Таиланд. Доля последователей Будды здесь составляет более 90 процентов. Абсолютное большинство жителей относятся к буддистской школе Тхеравада.
- Индия. В стране, где буддизм зародился и пережил упадок, доля буддистов среди населения составляет более 80 процентов.
- Вьетнам. Религия местного населения представляет некое смешение буддизма Махаяны и древних традиций, основанных на почитании предков.
- Мьянма. Около 89% населения составляют буддисты.
- Тибет. Здесь распространен тибетский буддизм, представляющий совокупность учений и различных техник медитаций.
- Шри-Ланка. Численность верующих в учения Будды здесь составляет более 70 процентов. Основным направлением является буддизм Тхеравады.
- Южная Корея. Буддизм наиболее распространен в консервативных районах, где численность буддистов составляет более половины населения.
- Тайвань. По разным оценкам строгими приверженцами буддизма являются от 7 до 15 процентов населения. Особенностью местных буддистов является вегетарианство.
- Камбоджа. Здесь буддизм является государственной религией. Основное исповедуемое направление - Тхеравада.
Это далеко не полный перечень стран, где данная религия приобрела своих последователей. Также буддизм весьма распространен в Малайзии, Бутане, Сингапуре, Индонезии, Пакистане и продолжает расширять свою географию.