У древнерусских традиций языческие корни. Славянские божества в целом олицетворяли могущество природы. Чаще всего важнейшие мероприятия соотносили с определенными датами. Многими поколениями составлялся своеобразный календарь.
Впоследствии он стал соответствовать хозяйственным циклам, по которым жило население. С 988, после крещения, древнерусские обряды стали забываться. Однако с новой верой некоторые их них смогли ужиться и видоизмениться. Всем традициям славяне придавали огромное значение. Традиции окружали каждого.
Имянаречение и раскрещивание
Едва увидев свет, младенцы проходили через обряд имянаречения. Выбор прозвания казался весьма важным. Имя определяло и всю дальнейшую судьбу. Потому родителям необходимо было подобрать окончательный вариант задолго до появления малыша.
Имелся у родильного ритуала иной смысл. По имени определялась связь с семьей, происхождение и место поселения славянина. Подоплека ритуала всегда была религиозной. Поэтому наречение не проводилось без волхвов. Эти колдуны, общавшиеся с духами, закрепляли родительский выбор, согласовывая его со славянским пантеоном.
Имянаречение посвящало новорожденного в древнеславянскую веру. Существовал и обратный языческий обряд, обеспечивающий возвращение к истокам, к родной семье и вере. Исторически он получил наименование раскрещивания.
Не привыкшие к новому учению славяне предусмотрели возможность возврата к религии предков. Для очищения от иноземной веры отправлялись на капища, части языческих храмов, предназначаемые для проведения обрядов. Места эти укрывали самые глухие леса, степные полосы либо рощи.
Вдалеке от поселений увеличивалась связь волхва с пантеоном славян. Желающий расстаться с иноземной верой человек приводил с собой трех свидетелей. Соискатель становился на колени, волхв читал над ним заклинание, очищающее заблудшего от ошибок. В завершение старорусского обряда необходимо было искупаться для завершения по всем правилам.
Огромное значение для славянина в дохристианской религии имели и духи, и священные места, и сама языческая вера. По этой причине в десятом и одиннадцатом веках были столь частым раскрещивания.
Свадьба и новоселье
Церемония означала на Руси вступление молодых людей во взрослую жизнь. К незамужним либо бездетным родственникам относились с подозрением и даже осуждением. Некоторые моменты обряда отличались в разных регионах. Повсюду немалую роль отводили песням. Исполняли их под окнами дома для молодоженов.
Праздничный стол уставлялся угощениями. Главным кушаньем считался каравай, символ богатства будущей семьи. Пели его с особым ритуалом. Начинали длительный старорусский обряд свадьбы со сватовства. В конце его отец невесты обязательно получал от жениха выкуп. Молодые начинали жизнь в собственной избе.
По свадебным традициям важным ритуалом считался выбор жилья. Порчу на дома умели наводить немало злобных существ. Потому с особой тщательностью подбирали место для дома. Без ритуала новоселья нельзя представить новую жизнь в едва зародившейся семье. Некоторые моменты оставались востребованными вплоть до позапрошлого столетия.
Было несколько вариантов определения соответствия участка всем требованиям. Проводили исследования при помощи паука либо коровы. На ночь на выбранном участке оставляли сосуд с пауком. Если членистоногое начинало плести паутину в сосуде, значит, место выбрано верно.
Проверяли соответствие и по-другому. На просторный участок пускали корову. Место, куда она ложилась, считали самым оптимальным для начала строительства.
Колядование
В отдельную группу выделились обходные ритуалы. Самым известным календарным обрядом стало колядование. Проводили его каждый год с началом годичного цикла. Колядование смогло приспособиться даже к христианизации Руси. В обычае сохранились черты язычества.
Приурочен уже современный ритуал к православному кануну Рождества. Древние славяне когда-то в эту пору обходили группами поселение, собирая гостинцы. Участие в таких обходах принимала только молодежь. Увеселительное празднество проходило в скоморошьих костюмах. Рядились и в звериные шкуры, маски. Молодые люди обходили всех соседей, возвещая о рождении Солнца. Это означало окончание старого цикла.
Калинов мост
Обряд погребения в славянской культуре являлся основным. Завершение земного бытия сопровождалось прощанием родственников с усопшим. Сущность проведения видоизменялась по регионам. Чаще всего погребали в гробу. Кроме тела в домовину укладывали личные вещи, чтобы те служили хозяину и в загробном мире. Вятичи и кривичи сжигали усопших на кострах. Проводились такие похороны на Калиновом либо Звездном мосту.
Так славяне именовали путь в мир умерших. Перейти мост не могли обманщики, злодеи. Процессия проходила длинным путем, символизирующий путешествие души к загробному миру. Тело затем клали на погребальный костер, заполняли все пространство соломой с ветками. Одетого в белое усопшего окружали дарами, в число которых входили поминальные кушанья. Укладывали тело ногами на запад. Старейшина рода либо жрец возжигал костер.
Тризна
Вторая часть погребения именовалась тризной. Состоял культ из поминального пира с соревнованиями. Были распространены жертвоприношения и массовые обращения к духам предков.
Их просили помочь обрести утешение все живые. Особо торжественной являлась тризна по погибшим защищая родные земли воинам. Во время тризны прославляли их деяния.
Гадания
С древности остались многие виды гаданий. Однако немало их забыто. Основывались традиционные верования на почитании природы. Другим вариантом ритуала считалось обращение к духам предков с целью узнать будущее. Сформировался славянский календарь, базирующийся на природных циклах. По нему определяли наилучшее время для гадания.
По магическим обрядам определяли здоровье родственников, приплод домашнего скота, уровень достатка. Самыми популярными были гадания о предстоящих суженых. Для проведения ритуала выбирали наиболее глухие места. Именно в заброшенных избах, лесных капищах обитали духи.
Купальская ночь
Немалая часть старославянских верований из-за плохой изученности превратилась в объект для спекуляции недобросовестными дельцами. Но этой участи избежал праздник Ивана Купала. У народного торжества есть четко определенная дата, 24 июня. Эта ночь соответствует летнему солнцевороту.
Ритуал описывается в древних летописях, к примеру, Густынской. Начинали с приготовления поминальных кушаний. Их приносили в жертву в память об ушедших предках. Следующей важной частью были массовые купания. В них особенно охотно участвовала молодежь. Было распространено мнение, что вода обретает магическую и лекарственную силу.
Главным действом становилось разжигание костра. Все молодые люди вечером отправлялись на сбор хвороста. Вокруг костра водили хороводы, прыгали через него. По верованиям, такое пламя очищало от злобных духов. Побывать вблизи огня должны были все.
Невозможно представить ритуальный обряд без гуляний.Все обычные запреты на ритуальную ночь снимались. Такое вседозволение символизировало праздничное разгулье нечисти. С завершением праздника вся община вновь возвращалась к привычному размеренному быту.