Последний поход
В середине 20 века в СССР стремительно набирал популярность спортивный туризм. Его центром и движущей силой были, в основном, студенты. В ВУЗах страны стали появляться туристические клубы, которые способствовали объединению учащихся разных возрастов и специальностей. В Уральском политехническом институте (УПИ) тоже существовал такой клуб, одним из его участников был студент 5 курса Игорь Дятлов, учившийся на радиотехническом факультете.
За годы увлечения турпоходами у него накопился колоссальный опыт прохождения маршрутов разной степени сложности, в том числе самых трудных, длительных и дальних. Летом 1958 у Дятлова родилась идея зимнего похода к горе Отортен. Он лично разработал новый, ранее никем не опробованный маршрут, после чего прошел с ним необходимые согласования в Свердловске (сейчас – Екатеринбург).
Вместе с Дятловым в поход должны были отправиться 13 человек, но трое по разным причинам не смогли присоединиться к туристической группе. Еще один – студент УПИ Юрий Юдин – вынужден был вернуться домой из-за болезни. Таким образом, в группе остались:
- 2 девушки-студентки УПИ – Зинаида Колмогорова и Людмила Дубинина;
- 2 студента УПИ – Юрий Дорошенко и Александр Колеватов;
- 3 выпускника УПИ – Рустем Слободин, Георгий Кривонищенко, Николай Тибо-Бриньоль;
- инструктор по туризму Семен Золотарев.
В походе многие участники вели записи, также у них был и общий дневник, в котором освещены все события вплоть до 31 января. Последний раз членов группы видели живыми 28 января 1959 года. Известно, что 1 февраля туристы расположились на ночлег на склоне горы Холатчахль рядом с безымянным перевалом, позднее названным в честь Игоря Дятлова.
В назначенный день – 12 февраля – они не явились в конечный пункт своего маршрута. Их ждали еще какое-то время, а затем приступили к поискам. 25 февраля была обнаружена пустая палатка, в которой остались предметы одежды, обувь, продукты, фотоаппараты и другие личные вещи пропавших. На следующий день нашли тела первых погибших – Дорошенко, Кривонищенко, Дятлова, Колмогоровой. Рустема Слободина обнаружили 2 марта. Оставшихся четырех туристов искали вплоть до 4 мая.
Официальное следствие
С самого начала в этом деле присутствовало много странностей, начиная от разрезанной изнутри палатки и заканчивая отсутствием обуви почти у всей группы. Причиной смерти погибших официально назвали замерзание, однако у некоторых из них были обнаружены подозрительные переломы, телесные повреждения, черепно-мозговые травмы. На одежде у двух человек остались следы радиации.
Официальное расследование вел сотрудник Свердловской прокуратуры Лев Иванов. Едва он приступил к ознакомлению с материалами дела, как был вызван в Москву на секретные переговоры с высшим руководством страны. Далее все свои действия по ходу расследования Иванов согласовывал с местными партийными работниками. По слухам, они же способствовали скорейшему закрытию уголовного дела. Выводы, представленные следователем, получились скомканными и расплывчатыми. Причиной гибели туристов была названа непреодолимая стихийная сила.
Позднее, многие увидели в этой формулировке отсылку к Гражданскому кодексу РСФСР. Как раз в 404 статье утверждалось, что на деятельность отдельных лиц или предприятий, связанную с повышенной опасностью, возлагается ответственность за причиненный вред, если только не доказано воздействие непреодолимой силы или грубая небрежность пострадавшего.
Своими выводами Иванов утверждал, что владельцы «объекта повышенной опасности» не понесут наказания, поскольку имело место именно стихийное влияние. Кроме того, Дятлову приписывалась та самая «грубая небрежность», допущенная в двух моментах: позднем начале восхождения на гору и потере верного направления движения, в результате чего туристы оказались вовсе не там, где планировали.
Все подробности, скрытые за формулировками «лица и предприятия», не нашли пояснения в выводах официального следствия, так и оставшись засекреченной информацией.
Версии исследователей
За годы изучения материалов дела выдвигались сотни версий, написаны множество статей, книг. Среди главных причин трагедии, чаще всего, назывался природный либо человеческий фактор.
Например, травмы, полученные некоторыми туристами, объяснялись сходом лавины на палатку. Затем было спешное бегство из нее и череда разрозненных действий, в конечном итоге приведших к гибели всей группы. Главная нестыковка этой версии кроется в том, что в роковую ночь с 1 на 2 февраля был мороз, а лавины сходят в период оттепели.
Конфликт, возникший между членами туристической группы, также рассматривался среди множества вариантов. Хотя в туристических группах с таким солидным опытом его вероятность была весьма мала. Все участники похода слишком хорошо знали друг друга, не раз оказывались вместе в экстремальных условиях. По сути, любые конфликты при формировании тургрупп сразу отсеивались на этапе планирования. В поддержку этой версии говорит только личность Семена Золотарева, который не был знаком с ребятами ранее и присоединился к ним в последний момент. Кроме того, в свои 37 он являлся самым взрослым членом группы, в которой собралась молодежь от 21 до 25 лет.
Племена манси, проживающие неподалеку от места трагедии, также находились какое-то время под подозрением. Хотя медицинские эксперты признали, что тяжелые травмы головы у двух членов группы, не могли произойти от удара камнем или оружием. Да и отношение местных жителей в ходе поисковых работ было спокойным и дружелюбным.
Личность Семена Золотарева и его странное прошлое относится к числу основных загадок, связанных с туристами. В частности, многим не дают покоя его странные татуировки, путаница в именах – своим товарищам по походу он представился Сашей. По мнению ряда исследователей, группа могла погибнуть, как случайные свидетели расправы над Золотаревым.
Еще одна версия – устранение военными. Якобы туристы случайно набрели на секретные испытания или учения. Также в гибели группы обвиняли НЛО, инфразвук, радиоактивность, нападение беглых заключенных.
Очень подробная и правдоподобная версия представлена в книге Алексея Ракитина «Смерть, идущая по следу». В ней он говорит о секретной встрече агентов КГБ, которыми являлись Колеватов, Золотарев, Кривонищенко, с иностранными шпионами для передачи образцов радиоактивной пыли. Кривонищенко выступал в роли «перебежчика», похитившего с закрытого предприятия, где он работал, секретные материалы. Каким-то образом иностранцы поняли, что их пытаются одурачить, и убили всех в попытке замести следы. А тяжелые травмы и увечья были призваны обездвижить туристов, тем самым способствуя дальнейшему замерзанию и наступлению естественной смерти.
Возможно, новое рассле