Ранние годы

Аслан появился на свет в 1937 году в грузинской столице. Девятнадцатилетний юноша, недавний выпускник школы получил первый срок за неподчинение милиции. Уже через полтора года осужденный оказался свободен. 


В начале 1959-го осудили Усояна за грабеж, но пятилетний срок завершился досрочным освобождением. Оказавшись на свободе, преступник занялся операциями с валютой, кражами из карманов советских граждан и очень скоро получил титул «вора в законе». До сих пор неизвестно что этому помогло: близость к преступному авторитету Ило Девдариани или крупная сумма, которую заплатил Аслан.

Коронованный вор

Новый приговор подоспел в конце 1966-го за спекуляцию. И опять досрочное освобождение позволило Аслану два года вернуться домой. Его основным занятием стали теневые операции, мошенничество и подделка монет из золота. Он обложил данью цеховиков, наперсточников и завел важные знакомства в среде грузинских чиновников и милиционеров.

В 1984 году Аслан получил самый большой в своей биографии срок. Суд обвинил его в подделке документов и хранении наркотиков. Усоян попал в печально известную пермскую тюрьму «Белый лебедь». Затем последовали этапы в Омск, Свердловск и Нижний Тагил. Негласное соглашение, которое подписал осужденный с администрацией колонии, дало право обеспечивать порядок и стать влиятельным авторитетом по прозвищу «Дед Хасан». Он короновал свое племянника Темура по кличке Тимур и наделил его полномочиями. Когда в 90-х появились молодежные группировки спортсменов, новоиспеченный «вор» сколотил свою бригаду и стал смотрящим по Свердловску. Со временем клан Хасана контролировал всю территорию Урала. Методы его работы были жесткими. Неугодных он строго карал или передавал в руки правоохранителей.


Лихие 90-е

В 1991-м Хасана освободили, помогла взятка и влияние покровителей. Пикник, устроенный по поводу освобождения, фактически был встречей криминальных авторитетов по вопросу раздела сфер влияния. «Вотчиной» Усояна стал Северный Кавказ, затем его интересы потянулись в Кисловодск, Сочи, и на Украину. Он оказывал помощь Абхазии во время вооруженного конфликта с Грузией, поставлял оружие боевикам Курдистана. Хасан укрепил собственное влияние, когда между уральскими группировками разгорелась кровавая бойня.

В середине 90-х Усоян обосновался в Санкт-Петербурге. В делах криминала он выступал арбитром и миротворцем, его звали на все важные встречи «авторитетов». После смерти легендарного Япончика, Усоев держал воровскую кассу и получил еще большее влияние. Совсем скоро интересы Аслана потянулись в Западную Европу, Прибалтику и Израиль.

Против клана Огановых

Вторая половина 90-х ознаменовалась настоящей воной кланов Хасана и братьев Огановых. Рудольф и Вачикос обвинили Аслана в растрате средств, заочно его лишили титула и получили поддержку влиятельных «воров». Противостояние разгорелось из-за влияния в Краснодаре и нескольких убийств. Сначала в Москве погиб близкий друг Огановых, затем выстрелы прогремели в Северной столице, был убит сотрудник Заксобрания города, приближенный к Хасану. В процессе разбирательства Аслана арестовали, он вышел на свободу после крупного залога. Затем последовало несколько ответных ударов со стороны братьев и клана Деда Хасана. Пуля киллера нашла Рудольфа и Вачикоса, а в общей сложности с обеих сторон война кланов унесла полторы сотни жизней.

Война с кланом Ониани

В первой половине 2000-х Усоян старался укрепить свое присутствие на просторах бывшего Союза. Он короновал криминальных лидеров в Москве, Молдове и Киргизии. Тогда же разгорелся новый конфликт Усоева, на этот раз с «вором в законе» Тариэлом Ониани или Таро. Хасан помогал возвращать долги, получать кредиты, покровительствовал рынкам, компаниям и игорному бизнесу. В этот период были убиты несколько его друзей и сподвижников, главным из которых был Вячеслав Иваньков. Усоян убедил криминальные круги в причастности к этим фактам представителей клана Ониани.

Последние годы

В 2010-м на Хасана покушались, он получил два огнестрельных ранения. И снова главным подозреваемым был Тариэл Ониани. В 2012-м не стало Ильгара Джабраилова, подчиненного Усояна, который отвечал за работу со спецслужбами и представителями власти. Тогда позиции Деда Хасана пошатнулись, и он замкнулся. На Урале, в столице и Краснодаре его интересы теперь представляли племянники. За спиной знаменитого «вора» была проведена сходка, на которой приняли решение о его устранении.


Убийство Усояна произошло в январе 2013-го в центре Москвы. Деда Хасана, согласно его последней воле, упокоили на родине в Тбилиси рядом с семьей. «Коллеги» запомнили его как справедливого человека, чье слово часто было решающим. Его отличали тихий нрав и скромность, а при встречах с журналистами он называл себя простым пенсионером. Хасан всегда был безукоризненно одет, его отличал широкий кругозор. Была у криминального босса личная жизнь. Гражданская жена Дульша Авдоева родила ему сына Нодари и дочь Нуну.