Сочинение относится к заданиям повышенной сложности, при этом лингвистические темы считаются особенно трудными. Здесь недостаточно умения рассуждать на «общечеловеческие» темы и способностей связно и грамотно изложить результаты своих размышлений в письменной форме. Лингвистическое эссе требует хорошего знания и понимания теоретических основ школьного курса русского языка и навыков анализа конкретных языковых явлений. Поэтому такие темы выбирают обычно школьники, которые уверены в своем знании предмета.

Однако необходимость «подкованности» в теории компенсируется простотой выполнения задания: такие сочинения пишутся по достаточно простому шаблону. И, освоив алгоритм написания подобной работы и научившись находить в заданном отрывке текста подходящие примеры, можно быстро и качественно написать сочинение-рассуждение на любую лингвистическую тему.


Суть лингвистического сочинения и требования к нему

В задании 15-1 участникам экзамена предлагается высказывание или афоризм, имеющий отношение к языку в целом или какому-либо из разделов языкознания (это могут быть цитаты из работ известных лингвистов, афоризмы писателей, высказывания философов или общественных деятелей и т.д.). Основную мысль, заложенную в высказывании, надо раскрыть на примере конкретного языкового материала, причем все приведенные примеры должны быть из отрывка, который уже был прочитан и частично проанализирован при выполнении второй части экзаменационной работы (задания с краткими ответами).

При этом:

  • объем сочинения должен быть не менее 70 слов;
  • оно должно быть написано строго на заданную тему;
  • в нем должны быть четко выделены введение, заключение и основная часть (именно она должна занимать наибольший объем);
  • рассуждения автора должны быть аргументированными, необходимо привести два примера — причем выбирать их нужно только из представленного для анализа текста;
  • работа должна быть написана грамотно, с соблюдением правил орфографии и пунктуации, грамматических и стилистических норм.

Сочинение может быть написано как в научном стиле (главным для которого является точность формулировок и корректная передача информации) или в более свободном публицистическом — здесь допустимы эмоции, риторические вопросы и восклицания и т.д.


Критерии оценки работы

Эксперты, проверяющие задания, оценивают сочинение по четырем критериям.

  1. Наличие аргументированного ответа по теме. Если автор правильно понял тезис, сформулированный в предложенной цитате, грамотно выстраивает теоретические рассуждения и не допускает фактических ошибок, он получает два балла.
  2. Аргументация тезиса может принести до трех баллов. Чтобы их получить, нужно соблюсти три условия: работать только с анализируемым отрывком; выбрать два примера; охарактеризовать роль каждого из них в данном конкретном тексте.
  3. Связность, цельность и последовательность изложения оценивается в два балла. Здесь важно соблюдать логику изложения и не забывать делить текст на абзацы. Как правило, введение и заключение представляют собой отдельные абзацы, основная часть может состоять из двух (один пример — один абзац).
  4. Композиция текста также приносит до двух баллов. Здесь важно следить за соразмерностью и четким выделением частей сочинения и его смысловой законченностью: у эксперта не должно создаваться ощущения, что текст прерывается «на полуслове».

Кроме того, эксперты оценивают то, насколько грамотно написан текст, есть ли нарушения речевых норм и т.д. – однако здесь баллы начисляются за сочинение и изложение в совокупности (максимум — 10 баллов).


Алгоритм работы над сочинением

  1. Внимательно прочитайте высказывание, предложенное в качестве темы для сочинения; определите ключевые слова и подчеркните их. Определите, к какому разделу относится ваша тема и попытайтесь сформулировать смысл высказывания своими словами, опираясь при этом на выделенные «ключи». Запишите получившееся предложение (можно делать это прямо на полях страницы с заданием). По сути у вас получилась смысловая «заготовка» для введения. Однако не стоит писать его прямо сейчас. Лучше сначала подобрать языковой материал.
  2. Подумайте, какие примеры могли бы пригодиться вам для аргументации сформулированного вами тезиса. Перечитайте задания части два с краткими ответами — вполне возможно, что один подходящий (и уже проанализированный) пример можно будет найти прямо там. Внимательно прочитайте отрывок, предназначенный для анализа, подчеркивая подходящие примеры. Не надо прекращать работу после того, как вы нашли два примера — дочитайте текст до конца, времени это займет немного, зато вам могут встретиться более яркие, «красивые» и показательные языковые ситуации. Убедившись, что у вас достаточно языкового материала, приступайте к написанию черновика.
  3. Напишите введение. Как правило, оно пишется по схеме «исходное высказывание и как я понимаю его смысл». Вы можете начать текст с предложенной цитаты, приведя ее полностью или частично, обязательно указав фамилию, имя, отчество автора и то, кем он является. Во втором предложении введения приведите свое понимание тезиса, используя заготовленную формулировку» и выразите свое отношение к теме. Как правило, это согласие: на ОГЭ очень редко предлагаются «спорные» лингвистические темы. Для логического перехода к следующей, основной части сочинения, в конце введения можно указать, что вы собираетесь доказать (проиллюстрировать) приведенный тезис, используя примеры из текста.
  4. Переходите к основной части. Приведите выбранный вами пример (можно цитировать текст или указать номер предложения), поясните, о чем идет речь и опишите его роль именно в этом тексте. Например, если вы пишете о значении суффиксов и выбрали в качестве примера слово «птенчик» — укажите, что используется уменьшительно-ласкательный суффикс, с помощью которого автор, к примеру, подчеркивает миниатюрность размера птенца (или его беззащитность), выражает свои эмоции или пытается пробудить их в читателе. Просторечное или жаргонное слово может быть ярким средством речевой характеристики героя; ряд однородных сказуемых — подчеркивать динамичность происходящего и т.д. Закончив с первым аргументом, переходите к следующему абзацу и работайте над ним аналогичным образом.
  5. Напишите краткое заключение. Смысл его должен быть примерно следующим: «Итак, на примерах из текста можно увидеть, что (переформулированный исходный тезис), что подтверждает правоту/истинность исходного высказывания».
  6. Внимательно перечитайте сочинение в целом, проверьте его логичность и правильность деления на абзацы, нет ли грамматических ошибок или повторов слов. Подчеркните сложные с точки зрения орфографии слова, подберите проверочные слова или воспользуйтесь словарем. Проверьте пунктуацию.
  7. Перепишите готовое сочинение с черновика на бланк, стараясь делать аккуратно и разборчиво.


Какие аргументы можно подбирать к разным темам

Как правило, у участников экзамена не возникает проблем с подбором примеров к какой-либо конкретной теме (например, антонимы, фразеологизмы, абзацные отступы). Однако если в исходном высказывании речь идет о свойствах языка в целом или достаточно крупном разделе языкознания — могут возникать проблемы. Какой языковой материал можно подбирать в таких случаях?

Лексика. Здесь можно писать о многозначных словах и тех их значениях, которые «проявились» в анализируемом тексте; об антонимах и синонимах. Интересный материал — стилистически окрашенная лексика (разговорная, жаргонная, просторечная), которая служит ярким средством речевой характеристики, а также может выступать в качестве способа придания тексту выразительности, экспрессии. Здесь же можно писать и о тропах — сравнениях, эпитетах, метафорах и других средствах выразительности. Темы, касающиеся богатства русского языка, важности расширения словарного запаса, языка художественной литературы, смысловой точности речи также удобно раскрывать на материале этого раздела.

Морфемика и словообразование. Здесь можно говорить о словах с разным (или напротив — одинаковым) морфемным составом, выделяя сходства и различие в их значениях; рассматривать разные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение основ и так далее), говорить о «собственном» значении тех или иных морфем. Очень ярко возможности словообразования проявляются в разговорном стиле речи, поэтому интересные примеры можно поискать в прямой речи персонажей.

Морфология. Можно рассматривать части речи (как самостоятельные, так и служебные, междометия), их значения и роль в тексте. Так, при помощи прилагательных писатель может «будить» воображение читателя, заставляя его увидеть в своем воображении описываемую картину или ярко охарактеризовать персонажа, а причастия еще и «оживляют» эту картину, показывая признак в динамике. Особенно показательными бывают примеры, где слова, принадлежащие к одной и той же части речи, образуют ряд однородных членов предложения.

Грамматика изучает закономерности того, как отдельные слова «связываются» друг с другом, образуя так называемые «речевые отрезки». Здесь можно говорить о словоизменении (например, о падежных окончаниях существительного), словосочетаниях, грамматической роли слова в предложении и т.д.

Синтаксис. Здесь можно рассуждать о разных виды предложений (по составу, цели высказывания, эмоциональной окраске), рассмотреть роль однородных членов, обратиться к функциям вводных слов или обращений. Можно обратить внимание на разницу между достаточно простыми (как правило) разговорными конструкциями и сложным синтаксисом художественной речи «от автора».

Пунктуация позволяет структурировать высказывание, выявить логические связи между членами предложения, передать интонацию говорящего и т.д. Функции тех или иных знаков препинания хорошо видны в случаях, когда используется авторская пунктуация. Например, постановка тире в случае, когда можно было бы «обойтись» и запятой, может добавить выразительности, логически подчеркнуть противопоставление части предложения или его обособленность.