Реформаторские предложения Сперанского доказали возможность превращения империи в современную державу. Нет никакой вины реформатора в нереализованности многих из его новаторских проектов.
Начало реформирования
На свет будущий деятель появился в семье сельского священника. Получивший великолепное образование молодой человек решил продолжать отцовское дело, став студентом духовного училища в Санкт-Петербурге.
После окончания учебы Сперанский трудился учителем. Затем он получил предложение работать личным секретарем одного из ближайших друзей императора Павла Первого князя Куракина. После вступления на трон Александра Павловича Куракина назначили Сенатским генерал-прокурором.
Про своего секретаря работодатель не забыл. Он предложил тому государственную должность. Прекрасные организаторские способности и государственный острый ум позволили бывшему преподавателю стать незаменимым на новом поприще.
Реформаторская деятельность Михаила Михайловича началась с работы в Негласном комитете. Государственного деятеля она подготовила к предложению социальных преобразований.
В 1803 просветитель свой вариант изменений судебной системы описал в проекте, названном «Запиской об устройстве правительственных и судебных учреждений в России». Суть предложения состояла в уменьшении полномочий самодержавия, перехода страны к конституционно-монархическому правлению, повышению роли среднего класса.
Управленцам предлагалось не допускать силовых сценариев на родине с учетом риска французской революции. Для этого самодержавие необходимо было смягчить. В этом и состояла реформа.
Всего Сперанский предлагал несколько нововведений. Благодаря им страна превратилась бы в правовое государство. «Записку...» император принял одобрительно. Им была учреждена комиссия, которая занялась разработкой детального плана внедрения новых преобразований.
Реорганизация госсистемы
Многократно обсуждались и видоизменялись первоначальные варианты грандиозного замысла. В 1809 был утвержден окончательный план.
Главными тезисами его стали:
- Управление империей отдается трем властным веткам. Законодательную осуществляет новоорганизованное учреждение.
- Вся исполнительная власть сосредотачивается в профильных министерствах. Сенату остается власть судебная.
- Предлагалось учреждение Совещательного совета, нового властного органа. Учреждение не подчинялось никакой области власти. Работающим в нем чиновникам надлежало рассмотрение различных законопроектов, учет и анализ их целесообразности.
- Если Совещательным советом предложение принималось, то последнее решение оставалось за Думой.
- Все жители России делились на дворянство, средний и рабочий классы.
К управлению страной допускались представители лишь высших и средних слоев. Имущественные классы имели право голосовать и быть избранными в различные властные структуры. Рабочим гарантии предоставлялись лишь общегражданские. По мере накапливания личной собственности и крестьянин, и рабочий имели право перехода в имущественные сословия, начиная с купечества и заканчивая возможностью получения дворянства.
Сперанский предлагал новый выборный механизм. В четыре этапа проходили думские выборы. На первом выбирали представителей волостей, затем определялся состав окружных органов. Третьим шагом был законодательный губернский совет. Губернским депутатам разрешалось избираться в думу Государственную. Руководство работой последней инстанции осуществлял канцлер, назначаемый царем.
В этих тезисах кратко изложены основные результаты проведенной Сперанским серьезнейшей работы, которая и заложила основы для реформаторства Михаила Михайловича. Со временем краткий документ вырос до скрупулезно разработанного плана преобразований страны.
Император, опасаясь начала революции, принял решение осуществлять все нововведения поэтапно. В российском обществе он считал неприемлемыми значительные потрясения.
Работу по модернизации существующей государственной машины предполагалось проводить в течение нескольких десятков лет. В итоге упразднялось крепостное право, а отечество становилось конституционной монархией.
Изменение политической системы
Первым этапом на пути преобразований стал Манифест о создании нового госоргана. В документе было сказано, что все нацеленные на принятие новых законов проекты, подлежат рассмотрению представителями Государственного совета.
Они проводили оценку содержания и целесообразности нововведений, возможности их внедрения. Госсоветом осуществлялась работа в профильных ведомствах, внесение предложений по рационализации использования финансов.
В 1811 появился проект Уложения Правительствующего Сената. Предлагаемые документы должны быть лечь в основу преобразований страны в сфере внутренней политики. По разделению ветвей власти предлагался раздел Сената на судебный и правительствующий органы.
Однако нововведение так и не реализовалось. Настоящее волнение вызвало предложение предоставления одинаковых с высшими классами прав крестьянам. Царя вынудили свернуть реформы и отстранить Сперанского от деятельности.
По поручению императора Михаил Михайлович занимался разработкой проектов экономических изменений страны. В них предлагались ограничения расходования казны, предусматривалось увеличение налогов, уплачиваемых дворянством.
Подобные предложения спровоцировали резкую критику со стороны высшего общества. Против изменений выступали многие деятели того времени. Реформатора даже подозревали в антигосударственной деятельности.
Такие обвинения могли спровоцировать весьма неприятные последствия на фоне усиления власти Наполеона во Франции. Из-за опасений начала открытого бунта Александр отправил Сперанского в отставку. Опальный реформатор с 1816 занимал пост пензенского губернатора.
Сибирская и образовательная реформа
Он был назначен генерал-губернатором Сибири в 1819. Проведенная в самом начале деятельности ревизия выявила немало нарушений. Но основным делом стало разработка проекта будущей реформы Сибири.
Предлагалась новая система управления отдаленным от центра регионом. За ее основу был взят компромисс между интересами региона и верховной властью. Весь огромный регион делился на Западный и Восточный. Таким образом облегчалось управление краем.
Губернии с областями делились на округа, те – на волости, они – на управы. Четырехуровневая система устанавливала законность в управлении и ограничивала власть высших чиновников. За предложенную Сперанским реформу ему благодарны жители современной Сибири. Они по сей день ощущают пользу введенных преобразователем новшеств.
Предлагал Сперанский также реформы образования. Он полагал, что без повышения уровня просвещения низшего сословия улучшений в стране не произойдет. По проекту Михаила Михайловича предполагалось устройство народных школ с постепенным преобразованием народных училищ.
Основой становились правильные взаимоотношения учителя и класса, воспитательная и исследовательская работа. Предполагалось изучение уровня обученности, влияющих на успеваемость условий, оценка и анализ материала.
Значимость предложенных проектов невозможно отвергать. Результатом проведенной выдающимся деятелем работ стала закладка основ для полнейших перемен структуры отечественного общества. Они стартовали с середины позапрошлого века.