При рассмотрении данной тематики сразу же необходимо пояснить, что принимаемая здесь терминология относится в приоритетном порядке именно к идеологии и общественно-политическим движениям. Причем «правые» взгляды определяются принципиальной критикой реформ. Они своей целью преследуют сохранение действующих политических и экономических режимов. В разное время и в различных регионах с уникальными культурными ценностями предпочтения конкретных представителей этих партий могут разниться. Показательной в этом смысле можно считать Америку, где правые движения в начале 19 века выступали за сохранение рабов и господ, а уже в 21 веке их акцент был перемещен в область сопротивления медицинской реформе, направленной на поддержание бедных слоев народа.

Естественно, что в этом контексте левые партии являются полной противоположностью правых. Представители левых политических течений во всей своей совокупности всегда выступают за модернизацию государственной и общественной организации, которая, по их мнению, должна производиться путем реформирования существующих порядков и закономерностей. Яркими примерами таких политических течений можно считать социал-демократию, социализм, коммунизм и даже анархию. Ведь принцип всеобщего равенства, провозглашаемый ими, требует глобальных изменений существующего сегодня в мире порядка.

Историческое наследие в формировании партий

Первым ярким примером раскола политического единства в стране стала Франция семнадцатого века, в которой аристократия полностью отмежевалась от буржуазии. Таким образом, левые с их скромной ролью исполнителей и кредиторов после революции в парламенте выразили полное недоверие аристократии с ее единоличной и фундаментальной властью. В то смутное время правое крыло парламента представляли фельяны, выступающие за укрепление монархии, основанной на конституционных правах граждан. Левый партийный блок состоял из якобинцев, желавших радикальных перемен. А в качестве центристов выступали жирондисты («колеблющиеся»), занимающие выжидательную позицию.


Таким образом, правых стали традиционно называть «консерваторами» и «реакционерами», а левых – «радикалами» и «прогрессистами».

Насколько условны понятия «левые» и «правые»

Несмотря на, казалось бы, четкие политические взгляды противостоящих друг другу правых и левых политических течений, их позиции зачастую очень условны для восприятия. Ведь в разное время и в разных странах к крайним политическим течениям могли причислять фактически одинаковые политические лозунги. Так, на заре своего рождения либерализм однозначно трактовался как левый партийный блок. А уже через некоторое время из-за манипуляций своих представителей, регулярно прибегающих к компромиссным решениям, их стали отождествлять с политическим центром, готовым к альтернативам между двумя крайностями.


В настоящее время неолиберализм (либерализм нового толка) является типичным консервативным течением в политике, что идентифицирует его как исключительно правый сектор. Таким образом, либералы пересекли весь океан мировой политики от одного условного берега до другого. Сегодня есть мнение, в котором неолиберализм классифицируется как новая форма фашизма. Ведь мировой опыт либерализма имеет в своей исторической копилке и чилийского лидера Пиночета, отождествлявшего себя с ним, который для утверждения свой власти использовал концентрационные лагеря.

Часто политические взгляды левых и правых настолько переплетены между собой, что установить их четкие границы между собой просто не представляется возможным. К примеру, коммунизм, отпочковавшийся от социал-демократии (типичных левых), обвинив своих прародителей в трусливой выжидательной позиции, стал ее ярым противником аналогично правому блоку партий. Быстрый прорыв для модернизации общества, взятый в качестве политической платформы коммунистической партией, своей ареной общественно-политических преобразований выбрал именно нашу страну.  

Советский Союз внес достаточную сумятицу в четкое разделение правых и левых политических течений тем, что его политический режим в деспотической форме расправился со всеми демократическими правами и свободами, которые провозглашались социал-демократами. А тоталитарный режим Сталина вообще сделал правый акцент критическим. Таким образом, вклад предшествующего политического режима нашей страны в установленную исторической традицией границу между правыми и левыми, как говорится, «трудно переоценить».

Социологические и историко-философские различия

Первое глубинное различие между правыми и левыми партиями находится в сфере социологии. Левые течения традиционно защищают интересы именно народных слоев общества, которые практически не имеют собственности. Карл Маркс назвал их «пролетариями», а сегодня это наемные рабочие, труд которых оценивается заработной платой. А вот правые течения всегда были ориентированы на обладателей земельных ресурсов и средства производства, которые работают сами на себя и применяют наемный труд для своего обогащения. Причем правые могут общаться и с пролетариями, однако существенное различие между ними все-таки проводит четкую границу. А потому данное распределение прав собственности на землю и промышленные ресурсы привело к тому, что с одной стороны находятся капиталисты, руководители предприятий и организаций, а также представители свободных профессий, а с другой – неимущие земледельцы и наемные работники. Несмотря на достаточную размытость границ, на которую очень серьезно влияет наличие, так называемого, среднего класса, это разделение все-таки имеет свои очертания.


Со времен Великой французской революции был сформирован левый политический взгляд, направленный на реформы и радикальную реконструкцию. Сегодня левые политики также выступают за перемены и стремление к прогрессу. Однако и правые течения открыто не противостоят прагматичному развитию, однако они пытаются всеми силами защитить традиционные ценности. Отсюда происходит конфликт интересов противостоящих крайних партий, который заключается в борьбе сторонников прогрессивного движения и консервативных приверженцев установленного порядка. Именно изменение устоев в рамках реформ и сохранение преемственности власти постоянно накапливают политическую напряженность в отношениях левых и правых партий. Причем именно левые часто склонны скатиться в утопический идеализм, в то время как их оппоненты являются категорическими прагматиками и реалистами, что, в свою очередь, не уберегает и их от примыкания к ним восторженных фанатиков.

Политические, экономические и этические различия

Так как левые течения традиционно защищают народные интересы, то именно они и являются защитниками республиканских ценностей, а также организаторами профсоюзов и различных ассоциаций рабочих и крестьян. А культ государственности, родной земли и преданности национальной идеи, на защите которых стоят правые, часто приводят их к национализму, ксенофобии и авторитаризму. Примером крайних правых взглядов можно считать сторонников тоталитарного государства. Из исторических аналогов очень показателен пример Третьего рейха. У их оппонентов крайние взгляды могут выражаться в фанатичном анархизме, отрицающем любые формы власти.


Левые течения характеризуются отрицанием капиталистических отношений. Так как их доверие к государству все-таки больше, нежели к рынку, то они приветствуют национализацию и полностью отвергают приватизацию. Правые политики именно в рыночных отношениях видят стимулирующее начало для развития государства и глобальной мировой экономики. В тезисной форме это экономическое противостояние левых и правых может выглядеть так: слева находятся идеи о сильном государстве и плановом хозяйствовании, а справа – свободный рынок и конкуренция.

С этической точки зрения политические разногласия левых и правых течений обретают четкие границы в своих взглядах на национальный вопрос. Антропоцентризм, классический гуманизм и атеизм первых сталкивается в этом противостоянии с идеалистическими идеями доминирования коллективных ценностей над индивидуумом и повышенной религиозностью. Кроме того, в данном контексте левый национализм мешает доминированию правого космополитизма.