В древние времена человек не представлял своего бытия без мифических существ. Они создавали правила, по которым проходила жизнь людей. Нарушение законов могло привести к гибели, а правильные действия давали человеку шанс на благополучие.

Что такое бестиарий

Средневековый сборник аллегорических рассказов о животных, который давал описание видов не только в прозе, но и в стихах назывался бестиарий. В переводе с латыни слово bestia означает зверь. Среди обычных животных в сборниках часто встречаются описания мифологических существ. Поэтому бестиарий – это любой сборник, который повествует о мифических созданиях. Мифы русского народа наполнены различными волшебными существами, которые представлены в виде птиц, животных и людей.

Мифические птицы

В мифологии разных стран существует большое количество необычных птиц. Среди них можно выделить три самых известных:

  • Алконост;
  • Гамаюн;
  • Сирин.

Алконост и Сирин

Эти две птицы обычно упоминаются вместе. Между ними существуют серьезные различия. Алконост считается добрым вестником. Она несет людям радость. Хотя эта птица относится к славянской мифологии, ее прародительница происходит из Древней Греции. Женщина по имени Алкиона, узнав о смерти своего любимого мужа, бросилась в пучину моря. Боги Олимпа за этот поступок превратили ее в птицу. Имя Алкиона с греческого языка можно перевести как зимородок.

Изображают Алконоста в виде девы с грудью, руками и пестрыми перьями. На ней светлые одежды, а в руках свиток из рая и цветок. На голове украшение в виде золотой короны. Ее когти на левой лапе из серебра, а на правой из золота. Место обитание птицы – Ирий (Правь), что в славянской мифологии считается раем.

Сирин в отличие от Алконоста несет людям печаль и охраняет мир мертвых – Навь. Ее происхождение берет свое начало от древнегреческих мифических птиц сирен, которые своими песнями завлекали и губили моряков.

В противовес Алконосту птицу Сирин изображают с темными перьями, черными волосами и серебряными когтями на обеих лапах. Ее основное оружие – это чарующий голос. По поверьям своими песнями птица могла довести человека до суицида. Но в то же время она обладала даром пророчества. Сирин не выносит шума, поэтому, когда люди слышали ее пение, то начинали греметь оружием и пугали птицу колокольным звоном.

По легенде Алконост и Сирин прилетают в Правь на яблочный спас. Первой летит Сирин, она облетает райские яблони, оплакивая мертвых и живущих во лжи. Затем пролетает Алконост. С радостным пением она орошает деревья райского сада росой со своих крыльев, символизируя постоянное обновление природы.  

Гамаюн

Птица из славянской мифологии. Она приносит людям счастье и благополучие. Название птицы происходит от иранского слова хумай, что в переводе означает хороший или добрый. Птица Гамаюн относится к миру Яви и считается посланником бога Велеса. Пролетая над миром, птица источает тонкий аромат, а в ее присутствии невозможно лгать.

Внешний вид птицы похож на Алконоста и Сирина. У нее женское лицо и грудь. Волосы у птицы Гамаюн огненного цвета. Оперение состоит из трех цветов: золотого, черного и желтого. Считается, что ее пение способно наделять людей умом и позволяет разрешать любые проблемы. Птица Гамаюн управляет ветрами и способна успокоить бурю.

Покровители дома

Домашние покровители особо почитались в русских семьях. В некоторых деревнях до сих пор существует вера в домового и банника.

Домовой

Старославянское мифологическое существо, которое олицетворяет домашнего духа, хранителя семьи проживающей в доме. Домовым считался умерший предок, но в христианстве его принимают за беса. В древности к домовому относились с особым почтением. Давали ему различные имена: хозяин, кормилец, дедушко-браток и т.п. Такое разное отношение происходит из-за поведения домового. С одной стороны это добрый защитник, но если его обидеть, то он начнет мстить обидчику. Например, он может начать душить по ночам людей, устроить беспорядок, гонять по дому кота или запутать гриву у лошади.

Точный образ домового описать невозможно. Его часто представляли в образе старичка обросшего рыжей шерстью и с длинной бородой. Причем чем богаче был дом, тем более лохматым был домовой. В бедном доме он был совсем голый. Домовой обычно прячется от людей, а любимые места его обитания это запечное пространство, уютный чердак или чистый подпол. Домовой может перемещаться и по другим хозяйственным постройкам, например, находиться в хлеву, на сеновале или в конюшне.

Банник

Еще одно интересное существо из русской мифологии. Если за домом следит домовой, то хозяином бани считается банник. Иногда в его роли выступает женский образ – обдериха. Русский народ относился к бане как к нечистому месту. Несмотря на то, что в банях не только мылись, но лечились и рожали детей, люди называли ее неосвященным местом, в котором могла обитать нечистая сила. Банника очень боялись и описывали его по-разному. Он мог быть в образе огромного черного мужика с огненным взглядом или крошечным старичком с длинной белой бородой.


 

Старые люди говорили, что в бане нужно вести себя правильно, тогда и банник вредить не будет. Нельзя было мыться и топить баню в праздничные дни. Запрещалось после парения спать в бане или ходить мыться одному после третьего пара. Приходя в баню, нужно было спросить разрешения у банника, а уходя оставить ему воды и мыла. У хозяина бани имелись волшебные вещи: шапка-невидимка и неразменный рубль. Люди всегда пытались выкрасть эти волшебные предметы, придумывая разные способы обмана банника. Например, ему пытались подсунуть спеленатую черную кошку, которую приносили вместо ребенка, в обмен на чудесные вещи.

Мифические существа лесов, полей и рек

По поверьям древних людей любое место имело своего покровителя. Леший охранял лес, водяной правил реками и озерами, на полях всем заправляли луговики. 

Леший

Для древнего человека лес представлял особую опасность. Считалось, что именно в лесах наибольшее скопление нечистой силы. Отношение к лешему было, как и к домовому разное. С одной стороны он защищал человека на опасной для него территории, например, помогал собирать грибы и ягоды. С другой стороны при неправильном поведении мог наказать. Сбить с дороги или пугать ревом, хохотом и треском.


Облик лешего всегда связывали с лесом и деревьями. Он был похож на мужчину, но в его костюме всегда присутствовали потусторонние мотивы. Например, он мог быть поросшим древесной корой или носить медный колпак. Одежда могла быть запахнута не на ту сторону, а лапти на ногах перепутаны (на правой ноге левый лапоть и наоборот). Места обитания лешего – это коряги, вывернутые корни деревьев или заброшенные лесные избушки.

Русалка или неправильная смерть

Древние люди внимательно относились к тому, как человек покидает этот мир. Если смерть была естественной в результате старения организма, то такой человек попадал в иной мир. Его можно поминать и просить помощи в трудных делах. Совсем другое отношение было к тем, кто умер неправильно. Например, не создал семьи, не родил детей или погиб в результате несчастного случая. Таких покойников опасались и считали, что встреча с ними принесет гибель. Так появились мифы про русалок и упырей.

Кто такая русалка   

Мифическое существо в образе человека. Русалками считались умершие девушки, зачастую от насильственной смерти. Среди народных поверий русалкой могла стать не только девушка, но и мужчина или умерший некрещеный ребенок. Происхождение названия до конца не изучено, но сейчас считают, что оно происходит от античного праздника rosalia. Этот праздник посвящали душам умерших людей. В России русалок называют по-разному, в зависимости от места. На севере их именуют шутовками, на юге купалками или лоскотовками (от украинского слова лоскотать – щекотать). 

Внешность русалки – это образ длинноволосой и красивой девушки. Цвет русалочьих волос, обычно белый или зеленый. Кожа у русалки бледная и прозрачная, холодные руки и мертвые глаза. Встреча человека с русалкой предвещала его гибель. Русалки старались защекотать свою жертву до смерти. Оберегом от русалок служил хлеб.

Змей Горыныч и Лернейская гидра

Самый известный негативный персонаж русских сказок, представленный в образе трехглавого дракона – Змей Горыныч. Его отчество говорит о месте проживания. Змей жил на камне в море-океане. По другой версии он является стражником Калинова моста, что перекинут через реку Смородину. Мост и река – это граница между мирами живых и мертвых. Еще одна версия прозвища Горыныч происходит от слова гореть.


В сказках Змей Горыныч ворует самых милых девушек, за которых с ним бьются русские богатыри. Убить сказочного трехглавого змея можно было, только отрубив все головы одновременно. По версии славянских мифов змей ассоциируется с набегом вражеских племен, войной и злом. Задача у Змея Горыныча заключалась в испепелении деревень, захвата пленников и вымогания дани у народа.

Русский Змей Горыныч по описанию очень напоминает Лернейскую гидру, которую смог одолеть Геракл. У нее было семь голов, и они восстанавливались на месте отрубленных. Гидра, как и Змей, умела изрыгать огонь. Победа Геракла над гидрой произошла так же, как и у русских богатырей в бою со змеем. Он отрубил ей все головы.