Россияне любят называть Египет елкой – в этой стране и зимой, и летом бирюзовое море, где нет ограничений для дайверов, огромное количество пляжей и отелей, где можно комфортно отдохнуть и одиноким парам, и семьям с детьми. Страна всегда привлекала путешественников из России, да и из других стран мира, пока страшное происшествие не охладило интерес к ней.

Подробности авиакатастрофы над Египтом 31 октября 2015 года

Крушение самолета Airbus-321, принадлежавшего российской авиакомпании «Когалымавиа», произошло над центральной частью Синайского полуострова государства Египет. Трагическое происшествие случилось 31 октября 2015 года в 7:14 по московскому времени, через 23 минуты после того, как воздушное судно поднялось в воздух. На момент крушения на борту лайнера находились 7 членов экипажа и 217 пассажиров, большинство из которых были гражданами РФ.


Перед падением, согласно данным выпускающего аэропорта, высота полета воздушного судна резко снизилась сразу на 1,5 км, а затем радары перестали фиксировать самолет. Кроме этого, документально подтверждено, что первый пилот судна непосредственно перед падением запрашивал разрешение на экстренную посадку в ближайшем аэропорту – в Каире.

Когда было обнаружено место падения самолета и туда прибыли спасатели, оказалось, что воздушное судно буквально развалилось на две части, а выживших попросту нет. До последнего близкие пассажиров и членов экипажа лайнера надеялись, что их родные выживут, но надежды, к сожалению, не оправдались.

Сведения о воздушном судне и членах экипажа самолета Airbus-321

Разбившийся в Египте российский самолет Airbus-321 выполнял чартерный рейс 9268. Воздушное судно относилось к классу узкофюзеляжных, было выпущено в 1988 году, и стало первым с электродистанционным принципом управления. Авиакатастрофы с участием этой марки самолетов случались, практически, ежегодно, начиная с года начала их массового выпуска. Самые крупные из них:

  • 14 февраля 1990 года – 96 жертв,
  • 23 августа 2000 года – 143 жертвы,
  • 3 мая 2006 года – 113 погибших,
  • 28 июля 2010 – 152 жертвы,
  • 28 декабря 2014 – 162 погибших,
  • 31 октября 2015 – 224 жертвы.

В состав экипажа самолета, выполнявшего рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, входило 7 специалистов. Первым пилотом самолета Airbus-321 был опытный летчик Валерий Немков, в профессиональной копилке которого более 12 000 часов полетов. Второй пилот Сергей Сухачев имел не меньший опыт, чем его руководитель.


Пассажиров обслуживала бригада из 5 бортпроводников, и для них всех этот рейс стал последним. Бригаду возглавляла 38-летняя Валентина Марцевич, ей помогали Андрей Беломестнов (29 лет), Ирина Олару (22 года), Станислав Свиридов (29 лет) и Андрей Филимонов (25 лет).

Версии и истинные причины авиакатастрофы над Египтом в октябре 2015

Официальное подтверждение того, что воздушное судно, выполнявшее рейс 9268, разбилось, поступило в Питер вечером 31 октября. До этого на табло высвечивалась надпись «прибытие задерживается». Остатки самолета и погибших в катастрофе разбросало в радиусе 13 км от места падения лайнера Airbus-321.

Следственные органы Египта и РФ выдвигали и разрабатывали сразу три версии произошедшего:

  • технические неполадки с одним или несколькими узлами самолета,
  • ошибка в пилотировании, допущенная экипажем,
  • террористический акт.

На месте, где упал самолет, работали представители следственных органов сразу нескольких стран – Россия, Египет, Франция, США, Германия, Ирландия. Возглавлял комиссию экспертов МАК представитель Египта – Айман аль-Муккадам.

В перечень технических неполадок, которые могли стать причиной крушения самолета, эксперты включали отказ двигателя и так называемую «усталость» корпуса, его некачественный ремонт, следы которого были найдены в хвостовой части самолета, образование микротрещин вокруг области корректировки.


Настоящая причина крушения, как выяснилось после окончания расследования – теракт. Доказательства были озвучены руководителем ФСБ РФ Александром Бортником. На обломках хвостовой части самолета были найдены следы взрывчатого вещества (тротила), пробоина диаметром около 1 м, самописцы лайнера зафиксировали взрывную волну, радары аэропорта – тепловую вспышку.

Виновные в авиакатастрофе над Египтом 31 октября 2015 года

Факты, подтверждающие, что причиной катастрофы российского самолета в египетском небе является теракт, были неопровержимыми. Но и здесь выдвигались две версии – самолет был сбит с земли, взрывное устройство было на борту лайнера. Обе версии прорабатывались детально, в результате расследования специалистам удалось якобы даже установить точное место, где была взрывчатка – пассажирское место 31А.

Ни одна из террористических организаций не брала на себя ответственность за трагедию и гибель более чем 200 человек, в числе которых были и дети. Власти Египта арестовали служащих аэропорта, но никто из них не понес наказания.

В итоге ответственность за взрыв на борту самолета, выполнявшего рейс 9268, взяла на себя одна из группировок, входящая в состав ИГИЛ – так называемые джихадисты.

Список погибших в авиакатастрофе над Египтом 31 октября 2015 года

Большинство пассажиров самолета Airbus-321, летевшего из Шармль-эль-Шейха в Питер, были россиянами. Но вместе с ними летели и граждане других стран. На борту были 4 украинцев, 1 белорус. 25 пассажиров из 217 – дети младше 12 лет. И погибли не просто люди, погибли семьи, оборвались целые родовые цепочки. Уже через несколько дней был опубликован официальный список тех, кто прожил последние минуты в небе Египта.


Борт перевозил клиентов двух российских туроператоров – «Одеон», «Брисок», работавших преимущественно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Большинство пассажиров было родом именно из этого города, и лишь несколько человек из Псковской, Ульяновской и Новгородской областей РФ.

Самая резонансная потеря – маленькая Дарина Громова. Ее фото у окна аэропорта с видом на взлетную полосу разлетелось по всему миру, стало ключевым моментом практически всех траурных баннеров и постов в соцсетях.

Память о погибших в авиакатастрофе в Египте 31 октября 2015 года

О погибших в этой ужасной трагедии скорбила не только Россия, но и весь мир. К зданиям посольств РФ в разных странах люди приносили цветы, свечи и игрушки для детей, которые уже никогда не станут взрослыми.

Правительством России были предприняты не только меры для проведения траура, но и меры по защите своих граждан, отдыхающих или работающих за рубежом. Авиасообщение с Египтом было вообще прекращено.

Траурные мероприятия проходили во всем мире, в том числе и в Египте. Простые люди организовали шествие в память о тех, кто погиб по вине террористов в небе над их страной. В России всенародным днем траура было объявлено 1 ноября 2015 года.


Мемориалы в память о погибших были открыты, практически, везде, откуда были родом пассажиры лайнера – «Сад памяти» на Румболовской горе города Всеволжск Ленинградской области, установлен памятник на Серафимском кладбище Санкт-Петербурга, а большинство жертв крушения были захоронены на специально зарезервированном участке Кузьминского кладбища в Пушкине.