С момента образования первых цивилизаций человек начал использовать стекло. Прошло время, и люди поняли, как сделать новый материал цветным. Жители Сирии научились выдуванию стекла. С этого момента и начинается развитие витража.
Мировое искусство
Точной даты их появления неизвестно. Зато есть сведения, что впервые цветное стекло применялось для простых картинок. Замазкой кусочки крепили на доску. Такими панно украшены первые храмы. Искусство завоевало признание, распространилось по всему миру.
Выделяют следующие виды витражей:
- романские;
- готические:
- ренессансные.
Романский
Возникший в одиннадцатом столетии романский вид (романское стекло) оставался самым актуальным целый век. Он превратился в классический. Картинку выкладывали цветными кусочками и скрепляли металлическими профилями.
Стоимость такого украшения была очень высокой, изготовление отличалось трудоемкостью и сложностью. Отдельные мастера составляли картины высокого качества из заготовленных заранее тонких листов. На одну панель брали более ста стеклышек.
У каждого были свои цвет и форма. Несмотря на высокую стоимость дефектов у стеклянных картин было немало. В них оставались воздушные пузырьки, были неровности, потертости. Но в настоящее время эти недостатки лишь добавляют очарования образцам классики.
Мастер намечал рисунок на деревянной поверхности. Затем к каждому элементу подбирались подходящие стеклышки. Осколки расписывали натуральными красками и обжигали в печи, чтобы закрепить рисунок.
При помощи узких переплетов из свинца собирали изображение в единый рисунок. Для огромных окон композиция составлялась из нескольких более мелких панелей для повышения прочности и устойчивости.
Самыми яркими образцами шедевров признаны тройные витражи Святой троицы из Шартрского собора, «Вознесение Христа» и композиция из четырех Ветхозаветных пророков в соборе Аугсбурга, «Распятие и Воскресение» на окнах храма в Пуатье.
Готический
Подобные панно изготавливали с 1144 года. Во время возведения в Сен-Дени монастыря его окна заполнили несколькими медальонами. В каждом из них раскрывался один из ключевых исторических моментов.
Для готического стиля количество соборных окон начали увеличивать. Новая архитектура быстро завоевала популярность. В храмах одновременно сочетались мрачность и свет, олицетворяющий духовность.
Со временем насыщенность цвета сменилась более светлыми оттенками, что обеспечивало проникновение внутрь большего числа лучей. Изменился тип окон. Их стали делать по схеме латинского креста. Появилась новая техника, гризайль.
Французская технология заключалась в размещении лучистых изображений в темных и больших помещениях, которые становились светлее. Самыми знаменитыми шедеврами той поры считают средневековые витражи в церкви Шартра.
Они прекрасно демонстрируют гармонию величественности огромных окон, мрачности архитектуры и концепта здания. Мрак вместе с льющимся в помещение потоком света дает потрясающий эффект. В этом и состоит особенность готики.
Ренессансный
К пятнадцатому столетию на первое место вышел светский образ жизни. Это изменение сильно отразилось на витражном искусстве. Появилось немало эффективных техник работы со стеклом, серебряная потрава. Повысился уровень готовых картин.
Цвета мастера наносили прямо на материал, что обеспечивало необычность оттенков. Изображения обрели яркость и объемность. Стали популярными небольшие, максимум в тридцать сантиметров, медальоны, ставшие символами эпохи.
Примерами старинных Ренессансных произведений являются окна Флорентийского собора, часовня Бессерер в Ульм Минстера. До шестнадцатого столетия техника изготовления шла по классической схеме. Большое воздействие на искусство оказали Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
В эпохе соединились реализм, европейская манера декора и громоздкость форм. Благодаря новой методике обработки повысилась чистота стекла. Появилась красная протрава.
Мастера использовали цветовые решения без искажения форм картин. Окна достигли гигантских размеров. Образцами шедевров эпохи Высокого Возрождения являются церковные витражи в Брюсселе, «Дерево Иессея» в Бове.
Завершающим этапом расцвета искусства называют шестнадцатый век. Методики изготовления и составления рисунков начали стремительное развитие. Немалое воздействие на методы проектирования оказало двадцатое столетие.
Российский витраж
В России западных панно не было до девятнадцатого века. Отечественная культура в подобных нововведениях не нуждалась. Зато после своего появления в стране витраж быстро завоевал признание.
Впервые новый вид искусства стал известен в семнадцатом столетии. Затем последовало вековое простаивание. С позапрошлого века началось использование шедевров в русской культуре. С середины столетия картины применялись для украшения зданий.
Русскими шедеврами называют красивые витражи Царскосельской часовни, «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе, панно здания Российского географического общества в Санкт-Петербурге.
Из-за спада интереса к модерну о витражной росписи стали забывать с приходом нового столетия. Возрождение началось с середины прошлого века. Новые произведения отличала оригинальность.
Современные витражи придают помещению особую роскошь. Множественные техники изготовления, развитие дизайна стали ключевыми моментами для совершенствования вида искусства.
Наряду с классическими используются современные технологии, обработки. Популярны методики:
- пескоструйная;
- мозаичная;
- наборная;
- фьюзинг и впекание;
- заливная;
- травленая;
- паечная;
- фацетная;
- комбинированная;
- тиффани.
Виды современной обработки
Пескоструйными витражами называют образцы, выполненные в одноименной технике и соединенные общностью тематики. Обычно композиция составляется в едином цвете на цельной поверхности.
Одноразмерные частички мозаичного панно аналогичны мозаике. Такое изображение служит фоном либо основной картиной.
Наборные композиции образуют отдельные осколки стекла нужных форм и оттенков без дополнений. При применении фьюзинга стеклышки композиции спекают друг с дружкой в задуманном положении. К этой же технике относят впекание инородных элементов в готовый рисунок.
Заливной витраж образован из кусочков с нанесенным контуром рисунка. Каждый элемент заливают лаком либо красками. Для создания травленого изображения используют совокупность стеклышек, изготовленных в технике травления.
Паечную картину образуют цветные стекла, закрепленные свинцовой оправой и на стыках запаянные. Этот прием известен со времен Средневековья.
Фацетные рисунки делают из стекол с предварительно снятым фацетом. Допустим вариант использования кусочков отполированных либо отшлифованных.
Комбинации из нескольких видов называют комбинированными. Прием дает поразительные результаты, позволяя создавать настоящие шедевры.
Техника Тиффани
Особое место занимают работы Тиффани Льюиса. Он разработал авторский стиль и технологию. Витражи Тиффани отличает особый цвет.
Мастер всегда отдавал предпочтение яркости. Он добивался максимальной насыщенности и необычности цветовой гаммы.
Следующей особенностью является качественный материал. Всегда стекло очень критично проверялось. Не опускались даже мельчайшие дефекты.
Обязательна была одинаковая фактура кусочков. Работы отличала высочайшая реалистичность, и сложность. Нередко шедевры Тиффани сравнивали с настоящей живописью.
Между собой все стекла соединялись широкой лентой из меди. По краю ее загибали под прямым углом. Готовые детали соединяли оловом и поверх него патинировали.
Работы находятся в частных коллекциях, увидеть их можно в соборах Англии, Америки, музеях.
По сей день техника Тиффани остается одной из наилучших, а сами работы мастера признаны шедеврами искусства.