Карл Мария Орф появился на свет в музыкальной семье Мюнхена в 1895 году, 10 июля. Глава семьи виртуозно владел струнными инструментами, прекрасно музицировал на фортепиано. Мать также великолепно владела последним умением.
Становление
Заметив у сына одаренность, родители начали обучение ребенка музыке. Играл он с пяти лет. С девяти мальчик писал произведения для представлений кукольного театра. С 1912 до 1914 Карл был студентом Мюнхенской музыкальной академии. После нее образование продолжилось с Германом Зильчером.
С 1916 Орф работал в местном камерном театре капельмейстером. В 1917 будущий известный композитор ушел на фронт. В 1918 Орфа пригласили капельмейстером в Национальный театр Мангейма. Оттуда он перешел в Дармштадтский Дворцовый Театр.
В 1920 молодой человек женился. Его избранница Алиса Зольшер подарила мужу ребенка, дочь Годелу. Она, когда выросла, выбрала артистическую карьеру. Брак распался в 1925. После этого Орф неоднократно пытался создавать семью.
В 1924 сотрудничество композитору предложила популярная гимнастка, известная писательница и преподаватель танцев Доротея Гюнтер. Вместе они открыли школу музыки, гимнастики и танца «Гюнтершуле». Малышей в ней учили музыке по уникальной системе, получившей довольно быстро признание во всем мире.
Сам Карл до закрытия учебного заведения в 1944 руководил в нем творческим отделением.
Уникальная система
Композитор предложил соединить музыку, речь и движения. Этим единением он обеспечил главенство музыки, объединив пение с игрой, движением и импровизацией. Система получила в настоящее время наименование «Орф-Шульверк» или «школьная работа». К началу тридцатых под выбранным названием вышла методичка, завоевавшая международное признание в кругах преподавателей и музыкантов,
Большая часть издания отведена нотам в простейшей инструментальной обработке. Она дала возможность детям даже пока не обученным музыке исполнять все части произведения. Целью «Музыки для детей» стало раскрытие творческих способностей ребенка при помощи двигательной и музыкальной импровизации.
Орф предполагал, что дети будут воспитываться самостоятельно в процессе овладения игрой на простейших инструментах, к примеру, маракасами, ксилофоном, колокольчиками. Синтез движений, мелодии игры и импровизации композитор обозначил понятием «элементарное музицирование». Материал, предлагаемый Орфом, можно было варьировать, импровизировать с детьми на его основах.
Ученики стимулировались к фантазированию, сочинительской деятельности, импровизации. Задача систему музвоспитания – развить ребенка творчески. Музыкальное творчество Прежде всего Орф известен как создатель кантаты «Carmina Burana» или «Песни Бойерна».
В монастыре бенедиктинцев с одноименным названием в 1803 была найдена рукопись восемнадцатого века. В ней были записаны стихотворения бродячих актеров. Орф положил их на собственную музыку. В либретто вошли написанные на латыни и старонемецком языках произведения. Актуальные в прошлых столетиях темы, поднимаемые в сочинениях, остаются понятными современникам.
В них говорится о быстропроходящести удачи и богатства, скоротечности жизни, радости от прихода весны, удовольствий от вкусной пищи. Структура композиции подчиняется вращению колеса Фортуны. Рукопись дополнялась и его изображением.
Оно проворачивается в пределах всего действия. Поэтому происходит разительная смена душевного состояния: счастье меняется печалью, а надежду сменяет безысходность.
В трилогию кроме «Кармины Бураны» входят «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite».
Произведение его создатель именовал праздником душевной гармонии, обретанием равновесия между плотью и духом.
Произведения
Близкое по стилистике к эпохе Средневековья сочинение пронизано элементами модерна. После состоявшейся в 1937 премьеры кантата обрела сверхпопулярность. Она затмила все прежние работы знаменитого композитора. После завершения Второй мировой войны Карл заявил, что кантатой недоволен.
Произведение подверглось полнейшей переделке. Представление результата прошло лишь в 1964. Оперное творчество Орф не желал, чтобы написанные им оперы оказались в одном ряду с традиционными произведениями этого жанра. И «Луну» и «Умницу», написанные в 1939 и 1943, композитор называл сказочными.
Их главное отличие от других во внеритмовом повторении одинаковых звуков. Использована при написании также особая техника. Переложенной на музыку трагедией Орф назвал оперу «Антигона» 1949. Всегда фаворитами сочинителя являлись ударные.
Поэтому оркестровку произведения отличает минимализм. Принято считать, что прообразом главной героини явился персонаж «Белой розы» Софи Шолль. Последней работой композитора была мистическая пьеса 1973 «Комедия на конец времен» на нескольких языках.
В грандиозном творении Орф подводил итоги всех жизненных и временных взглядов. Совместно с Гунильд Кетман была создана «Musica Poetica». Сочинение стало ведущей темой для кинокартины «Опустошенные земли» 1973. В 1993 Хансом Циммером мелодии переработаны для использования в картине «Настоящая любовь».
В настоящее время проходят семинары и курсы имени Орфа, которые посвящены его творчеству и наработкам.