Детство и молодость

Зеро Мостел (настоящее имя — Сэмюэл Джоэл Мостел) появился на свет в феврале 1915 года в Нью-Йорке в еврейской семье. И отец (его звали Израиль Мостел), и мать (ее имя — Цина Друхс) будущего актера являлись эмигрантами из Восточной Европы.

В семье Мостел воспитывалось восемь детей, и Сэмюел был из них седьмым по старшинству. Маленький Сэмюел, если судить по воспоминаниям родных, был жизнерадостным ребенком с развитым чувством юмора. Мальчик с ранних лет отличался недюжинными интеллектуальными способностями, и его отец рассчитывал, что он, когда вырастет, станет раввином. Однако Мостел решил избрать другую сферу деятельности — искусство.

Сначала он занимался живописью и графикой в организации The Educational Alliance, а затем продолжил образование по этому же профилю в «Сити-колледже» (Нью-Йорк). Его он закончил в статусе бакалавра 1935 году. Чтобы заниматься искусством и дальше, он подал документы в магистратуру. Вдобавок к этому ему удалось стать обладателем стипендии от Public Works of Art Project (PWAP).


Жизнь Мостела в конце тридцатых и в начале сороковых

В 1939 году Сэмюэл Мостел сыграл свадьбу с некой Кларой Сверд, и они стали жить вместе в знаменитом нью-йоркском районе Бруклине. Впрочем, в скором времени брачный союз распался: Клара не захотела мириться с частым отсутствием мужа и невысоким, по ее меркам, уровнем его доходов. Разошлись они по факту в 1941 году, а окончательно их бракоразводный процесс завершился в 1944-м.

Мостелу как стипендиату PWAP пришлось выступать в галереях Нью-Йорка с лекциями на искусствоведческие темы. В отличие от других лекторов, Сэмюэл Мостел очень много и талантливо шутил, и благодаря своему юмору приобрел некоторую популярность. Вскоре Зеро Мостела начали приглашать за деньги на различные мероприятия, чтобы он развлекал публику.

В 1941 году представители манхэттенского ночного клуба Cafe Society предложили Мостелу поработать у них комиком. Уже через несколько месяцев его выступления стали главной «фишкой» данного заведения. В 1942 году еженедельная зарплата Мостела взлетела с 40 до 450 долларов. Затем он сыграл в двух бродвейских проектах и появился в кинофильме студии Metro-Goldwyn-Mayer «Дюбарри была дамой».

В марте 1943-го Мостел был призван в американские войска. Согласно имеющимся документам, он прослужил всего полгода и был уволен в августе 1943 года по медицинским показаниям. При этом известно, что Мостел даже после официального увольнения из армии давал абсолютно бесплатные концерты для военнослужащих.

В июле 1944 года Мостел женился во второй раз на хористке Кэтрин Харкин. В 1946 году Кэтрин родила от комика мальчика, которого назвали Джошуа (когда он вырос, он тоже стал артистом). А в 1948 у пары появился еще один сын — Тобиас. Безусловно, у супругов были проблемы: Сэмюел тратил много времени (в ущерб делам семейным) на репетиции и отработку своих номеров, а Кэтрин это не нравилось. Знакомые описывали их отношения как непростые, с бурными ссорами. Но при всем этом Кэтрин и Сэмюел любили друг друга и прожили вместе до самой его смерти.

Успехи комика и актера в первые годы после войны

После войны карьера Зеро Мостела вышла на новый уровень. Он появился в целом ряде спектаклей, мюзиклов и кинолент. Журналисты и критики признали в нем исполнителя-универсала, который блестяще мог проявить себя и в постановках по пьесам классиков, и на сценах ночных клубов.

А в 1946 году он всерьез попытался стать певцом, приняв участие в «Опере нищих», но на это его выступление мало кто обратил внимание.

С определенного момента комик стал много работать на ТВ. В 1948-м на телеканале WABD-TV он вместе с комиком Джои Фэем вел собственную программу, которая называлась Off The Record. Осенью 1948 года Мостел на канале WPIX запустил еще один свой телепроект — Channel Zero, а 11 мая 1949-го появился в легендарном «Шоу Эда Салливана».


Попадание в «черный список» и дальнейшее творчество

В 1951 году Мостел сыграл сразу в пяти голливудских фильмах. А затем случилась неприятность — его внесли «черный список», составленный так называемыми маккартистами. Актера заподозрили в том, что он поддерживает коммунистов. В итоге он лишился работы в кинематографе и на ТВ на несколько лет.

14 августа 1955 года Мостел по вызову прибыл на допрос Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Защищал себя актер самостоятельно, так как услуги адвоката были для него слишком дороги. Этот допрос стал одним из наиболее обсуждаемых событий времен «охоты на ведьм» в Штатах. И в данном случае Зеро повел себя очень достойно и не раз, благодаря своему искрометному юмору, ставил своих оппонентов на место.

Новая заметная работа Мостела появилась только в 1957 году — ему доверили сыграть Лео Блума в спектакле «Улисс в ночном городе», созданном по мотивам великого романа Джойса. Премьера спектакля прошла в скромном театре формата Off-Off-Broadway. Однако выступление Мостела внезапно приобрело немалую известность и удостоилось высоких оценок от критиков. В конечном счете Мостел даже стал лауреатом премии Obie за лучшую роль в небродвейской постановке.

В 1959 году, когда влияние сторонником маккартизма стало сходить на нет, его два раза показали на ТВ в передаче The Play of the Week.

В шестидесятые Зеро Мостел исполнил, пожалуй, свои лучшие театральные роли. В 1961-м он сыграл Жана в абсурдистском спектакле по пьесе Ионеско «Носорог». Его игра в этой постановке стала настоящей сенсацией. Мостел в итоге даже получил премию «Тони» (первую в жизни) за лучшую мужскую роль, хотя, если разобраться, эта роль не являлась даже главной.

В 1962 году Мостел приступил к репетиции роли Псевдола в постановке «Смешное происшествие по дороге на Форум». Изначально он считал эту роль бесперспективной и неподходящей для себя, однако в конце концов жена и агент настояли на том, чтобы он взялся за нее. И они оказались правы: об игре Мостела отозвались очень хорошо. Да и в целом спектакль оказался крайне успешным (в общей сложности он был показан около 1000 раз). Кроме того, благодаря работе в этом спектакле Зеро Мостел опять стал обладателем «Тони», подтвердив тем самым свой статус театральной звезды. А четыре года спустя, в 1966-м, он снова появился в образе Псевдола — на сей раз в экранизации мюзикла, осуществленной кинорежиссером Ричардом Лестером.


22 сентября 1964-го Мостел вышел на сцену в образе молочника Тевье в мюзикле «Скрипач на крыше», основанном на рассказах еврейского писателя Шолом-Алейхема. За эту роль Мостела в третий раз наградили статуэткой Tony Award и пригласили на торжественный прием в президентскую резиденцию — Белый дом.

В 1968-м Мостел убедительно сыграл Григория Потёмкина в фильме о жизни русской императрицы «Екатерина Великая». В этом же году он исполнил и самую известную свою кинороль — роль Макса Бялыстока в дебютной картине Мела Брукса «Продюсеры». Образ Бялыстока действительно получился очень запоминающимся и ярким, а сама лента со временем стала классической.

В семидесятые годы у Мостела на театральных подмостках не было таких же ярких достижений, как раньше. А самой заметной работой Мостела в кинематографе в этот период стала роль Хекки Брауна в картине «Подставное лицо» (1976). К сожалению, это была последняя кинороль в его биографии.


Обстоятельства смерти

Зеро Мостел оказался в госпитале после того, как упал в театральной раздевалке в Филадельфии. Врачи обнаружили у Мостела проблемы с дыханием, но при этом уверили, что его жизни ничего не угрожает. В скором времени его планировали выписать. Однако 8 сентября 1977 года актер почувствовал головокружение, а затем потерял сознание и умер. Медики спасти его не сумели. Официальная причина смерти — расслоение аорты.

Родственники Мостела решила не устраивать пышных похорон. Тело комика было кремировано, сведений о том, где находится его прах, нет.