Андрей Александрович Гончаров на свет появился в Рязанской области. Он родился в деревне Сенницы в 1918 году, 2 января. Там прошло детство будущего знаменитого деятеля. После переезда в столицу Андрея каждое лето привозили на дачу, стоявшую в деревеньке Притыки на окском берегу.
Детство и юность
Деревню будущий режиссер знал отлично. Он любил природу. В Притыках Андрюша научился плавать, с семи лет научился переплывать реку. Вырос Гончаров в творческой семье.
Ее глава преподавал в Филармоническом училище и работал концертмейстером в Большом театре. Для местных детей мама, профессиональная актриса, создала театральную студию. С трех лет мальчика учили играть на пианино. Актерскому мастерству сына обучала мать.
В постановках Андрюша сыграл все главные роли. Нередко в доме собирались люди творчества. Школьник любил литературу. К точным науках он не проявлял склонности. Мальчик посещал театральный кружок. С ранних лет Гончаров влюбился в театр.
Он смотрел все спектакли самых известных коллективов столицы, интересовался творчеством ведущих актеров. Репертуар Большого театра он выучил наизусть. В 1936 Андрей Александрович поступал в ГИТИС на режиссерское отделение. Без необходимого для зачисления стажа попытка оказалась провальной. Абитуриента заметили и предложили поступать на артистический.
После испытаний Гончарова приняли на курс к Василию Осиповичу Топоркову. Преподаватель рассказывал студентам о своем опыте посещения занятий Станиславского. У него и у Немировича-Данченко на репетициях довелось лично бывать и Гончарову.
Через год учебы будущий режиссер перешел на желаемый факультет к ученику Немировича-Данченко и Станиславского Михаилу Горчакову.
Начало режиссерской карьеры
Самого молодого на курсе учащегося как постановщика более взрослые сокурсники не рассматривали.
Зато ему предлагали немало ролей. Преподававшая актерское мастерство Мария Овчинникова организовала прослушивание Гончарова во МХАТе. Принимал его сам Немирович-Данченко. Дипломную работу будущий выпускник отправился делать в драмтеатр Иванова.
Он выбрал водевиль по пьесе Корнейчука «В степях Украины». Премьера прошла успешно. С началом войны Гончаров ушел на фронт. Будущий известный деятель участвовал в битвах под Москвой. Демобилизовали его после полученных тяжелых ранений.
После фронта Гончаров попал в бригаду студентов ГИТИСа. Коллектив под руководством Николая Озерова, ставшего легендарным комментатором, концертировал в госпиталях, выступал для солдат, отправлявшихся воевать.
В 1942 Андрея Александровича назначили руководить Первого фронтового театра. Со знаменитыми артистами, вошедшими в его состав, молодой режиссер ставил «Рузовский лес», «Женитьбу Белугина», «Жди меня» для солдат действующей армии.
В 1944 Гончаров приступил к работе в Театре сатиры, где стал постановщиком «Женитьбы Белугина». В штат молодого постановщика зачислили после успешного показа работы. Он создал спектакли «Женихи», «Вас вызывает Таймыр».
Расцвет творчества
В 1947 худруком театра Ермоловой Лобановым Гончарову была предложена новая работа. Он подготовил «Ксению», «Благочестивую Марту», «Бег». В 1953 Гончаров покинул труппу вместе с уволенным из него Лобановым. Продолжить работу режиссер смог в Театре киноактера.
Гончаров в Алма-Ате ставил Фестиваль казахской национальной культуры. По возвращению, в 1957, деятель возглавил труппу нового столичного драмтеатра.
В нем постановщик создал «Жив человек», «Визит дамы», «Физики и лирики». Восемь лет творчества стали счастливейшим временем для Гончарова. С 1967 он перешел в театр Маяковского, которым руководил до конца жизни.
В Золотой фонд вошли спектакли «Два товарища», «Кошка на раскаленной крыше», «Дети Ванюшина». В постановках нового режиссера раскрылись характерные черты его таланта.
Он стремился обострить конфликт, выявить скрытые пружины драматизма. Все спектакли отличала широта замысла, острая современность, публицистика темперамента и высота культуры постановки.
Главной отличительной чертой всех работ Гончарова стало обострение внимания к духовным началам в человеке, стремление к раскрытию характера персонажа через его поступки.
Сверхзадачей Гончаров сделал желание беседы со зрителями о глубоко волнующем, вселение веры в высоту призвания человека. Благодаря режиссеру репертуар театр расширился, раскрылся по-новому потенциал опытных актеров, появились новые таланты.
Все грани таланта
С 1951 Гончаров начал преподавать в ГИТИСе. Профессор посвятил большую часть жизни жизнь кафедре режиссуры. С 1981 он стал заведовать ею. Андрей Александрович стал наставником Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Петра Фоменко.
В 1966 вышла первая режиссерская киноработа выдающегося деятеля. Он создал фильм-спектакль «Кола Брюньон» вместе с Лилией Ишимбаевой. Им сняты киноленты «Жизнь Клима Самгина», «Завтра была война». Блестящий режиссер написал несколько книг.
Известный деятель сумел удачно поставить и личную жизнь. В детстве в кружок, который посещал маленький Андрюша, пришла пятилетняя девочка Вера Жуковская. Это была любовь с первого взгляда. Прошли годы, Вера, актриса Театра на Малой Бронной, превратилась в супругу Гончарова. В 1951 в семье появился сын Алексей.
Выдающийся деятель скончался в 2001, в начале сентября.