Общая характеристика философии возрождения
В Средние века главной проблемой размышления для ученых было соотношения Бога, человека и природы. Основной же чертой философии эпохи Возрождения становится антропоцентризм, или гуманизм. Человек считается центром всего мироздания, творцом, обладающим безграничным потенциалом. Любой человек способен развивать свои таланты и совершенствовать окружающий мир. Эта особенность породила особый интерес к искусству: способность создавать образы и сотворять нечто прекрасное приравнивается к божественному дару.
Условно в философии эпохи Возрождения выделяют 3 больших периода: ранний, или гуманистический (начало XIV – середина XV вв.), неоплатонический (средина XV – начало XVI вв.), натурфилософский (начало XVI – начало XVIII вв.).
Гуманистический период
Предпосылкой становления гуманизма как центральной особенности философии эпохи Возрождения явилось творчество Данте Алигьери. Он подчеркивал, что человек, как и вся природа, имеет в себе божественное начало. Следовательно, человека нельзя противопоставлять Богу. Кроме того, он презирал отдельных служителей католической церкви, забывших о своем предназначении и подвергающих свою жизнь низшим людским порокам: жадности и похоти.
Первым философом-гуманистом считают итальянского писателя и поэта Франческо Петрарку. Он увлекался работами античных философов, переводя их с латыни на свой родной язык. Со временем он и сам стал писать философские трактаты на итальянском и латинском языках. Главная мысль, прослеживающаяся в его трудах, - единство Бога и человека. Человек не должен страдать и жертвовать собой в течение жизни, он должен использовать божественное благословение как шанс стать счастливым и жить в гармонии с миром.
Итальянец Колюччо Салютатти на первый план в развитии гуманистической идеологии общества ставил гуманитарное образование. К наукам, которые человек должен познать в своей жизни, он относил философию, этику, историю, риторику и некоторые другие. Именно эти дисциплины способны сформировать человека, обладающего потенциалом к добродетели и совершенствованию мира.
Неоплатонический период
Николай Кузанский – один из основателей неоплатонизма эпохи Возрождения, один из самых знаменитых немецких мыслителей. В центре его философских идей лежит пантеизм, согласно которому Бог есть бесконечная сущность, единая со всем мирозданием. Богоподобность человека он находил в бесконечном потенциале человеческого разума. Кузанский считал, что силой своего интеллекта люди могут охватить весь мир.
Леонардо да Винчи – художник, философ, ученый и один из самых гениальных людей своего времени. У него получалось, казалось бы, все, за что он берется. Во всех областях науки своего времени он добился успехов. Жизнь Леонардо да Винчи является идеалом эпохи Возрождения – он не ограничивал себя в какой-либо одной сфере, а развивал свое божественное начало максимально полно и многогранно. Многие его чертежи не были поняты современниками и были воплощены в жизнь десятки и сотни лет спустя.
Николай Коперник – ученый и естествоиспытатель, положивший начало научной революции. Именно он доказал, что не все в космосе вращается вокруг Земли, а Земля вместе с другими планетами вращается вокруг солнца.
Пьетро Помпонацци считал, что в мире могут сосуществовать 2 истины: истина философии (порожденная человеческим разумом) и истина религии (созданная для житейских нужд; в ее основе лежат этика и мораль). Высказывал непопулярную в те времена идею о смертности человеческой души. В его концепциях особое место занимают размышления о Боге и его роли в жизни людей: почему, если Бог есть, он позволяет человеку грешить и совершать ужасающие поступки? В конце концов он нашел для себя компромисс. Бог, согласно его взглядом, не является творцом и причиной всего сущего, он – есть своего рода судьба, природа, дающая начало всему происходящему, но не по собственной воле, а по каким-то непреодолимым силам.
В философии эпохи Возрождения необходимо упомянуть о полемике между Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером Кингом. Их споры касались вопроса свободы воли человека. Кинг утверждал, что человек и думать не может о свободной воле, ведь вся его жизнь, вся его судьба уже предначертана и управляется либо Богом, либо Дьяволом. Эразм Роттердамский же, напротив, считает, что, если бы не было свободной воли, человеку не нужно было бы искупать свои грехи. Ведь как нужно нести наказание за то, за что ты был не в ответе? Полемика не нашла компромисса, каждый остался при своем мнении, но труды ученых повлияли на многие поколения философов.
Никколо Макиавелли развивал тему морали и нравственности человека, наделенного властью. Идеальным государством он считал дохристианский Рим: добродетель не должна быть уделом истинного правителя, ведь он должен заботиться о процветании и развитии мощи государства, и все это наблюдалось в древнем Риме. Люди, не подчиняющие свою жизнь богословию и верящие только в собственную свободу, создают более сильные и жизнестойкие миры. Труды Макиавелли положили конец эпохи богословия, философия приобретает четкий антропоцентрический и естественнонаучный характер.
Натурфилософский период
Мишель де Монтень отводил особую роль воспитанию в формировании человеческой личности. Родители, согласно Монтеню, должны развивать в ребенке интеллектуальное, духовное и физическое начало, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и жить в нем максимально комфортно.
Джордано Бруно выдвинул идею о бесконечности и одушевленности вселенной. Пространство, время и материя равны Богу, бесконечны и самодвижимы. Познать истину в этом мире очень сложно, но, используя безграничный потенциал и упорство, можно познать божественное начало природы.
Бернандино Телезио призывал всех философов к опытному изучению явлений мира и природы, подчеркивая при этом необычайную значимость органов чувств как источника знаний о всем сущем. Как и многие представители Ренессанса, он был активным противником схоластического мировоззрения и отвергал полезность умозрительно-силлогистического метода. При этом Телезио верил в Бога и считал, что Бог был, есть и будет всегда.
Хуан Луис Вивес старался распространить идею, что познавать мир через книги – бесполезно, нужно созерцать и наблюдать явления через призму собственного опыта. Он полагал, что ребенка тоже нельзя воспитывать исключительно по теориям и обучающим книгам, ведь родители должны использовать собственные знания, приобретенные за всю жизнь.
Галилео Галилейоказал влияние на многие сферы наук: механику, астрономию, физику, и, конечно, философию. Он был рационалистом и считал, что человеческий ум способен к познанию вселенских истин, а на пути к этому познанию полезно использовать методы наблюдения и эксперимента. Вселенную он считал огромным механизмом, подчиняющимся определенным физическим законам и правилам.
Хуан Уарте считал, что основным методом познания действительности должна быть индукция – построение логических умозаключений от частного к общему. Его работы посвящены психологии, проблемам индивидуальных различий между людьми и влияния и влиянию способностей человека на выбор профессии.