Какой ребенок не любит слушать сказки. А если еще эти сказки рассказывает подружка-сверстница в тихом уголке летнего парка, то окружающий мир перестает существовать. Именно так и было в детстве Татьяны Ивановны.
Детство
Родом Татьяна Александрова из Казани, вместе с сестрой-близняшкой Наташей она появилась на свет 10 января 1929 года. Но так получилось, что детство ее прошло в Москве. Родители девочек, а у них была еще старшая сестра, всегда были заняты: мама была доктором, часто приходилось дежурить по ночам, папа, участник гражданской войны, много времени проводил в командировках, он был инженером в лесном хозяйстве, курирующим леспромхозы и лесоповал.
Девочки часто оставались дома с няней, волжской крестьянкой Матреной Федотовной Царевой, Матрешенькой. Вместе справляли всю работу по дому, рукодельничали, а вечерами слушали долгие и интересные рассказы о деревенском житье-бытье, о домовых, леших, кикиморах. Знала она и много сказок, присловий, поговорок.
Таня с Наташей рано начали рисовать, а когда подросли, стали посещать художественную студию, руководила которой Т.А. Луговская, талантливая театральная художница.
С началом войны пришлось уехать в эвакуацию, где 13-тилетняя девочка замещает воспитателя детского сада, взрослые руки нужны были на более тяжелых работах. Именно там, занимая малышей, Татьяна начинает придумывать и рассказывать сказки.
Помогали они девочке, и когда она рисовала своих подопечных, чтобы удержать детей на месте. Ребятишек юная воспитательница тоже учила рисовать.
После возвращения в Москву и окончания школы обе сестры поступают в институты, требующие знания рисунка, Наташа выбрала архитектуру, а Таня стала студенткой ВГИКа, отделения мультипликации.
Сказка
Окончив обучение, Татьяна по распределению идет работать художником-мультипликатором на студию «Союзмультфильм». Потом была преподавательская работа в пединституте, руководство студией Дворца пионеров.
Но везде, где бы она ни работала, ее сопровождала сказка. Художественные образы постепенно обрели литературное оформление.
В «Сундучке с книжками», одной из первых работ сказочницы, содержится восемь книжек. Следующим был цикл кукольных учебников, объединенных общим названием «Игрушечная школа». В 77-м вышел в свет ее знаменитый «Кузька». Рисунки к своим произведениям писательница создавала сама. Только к оформлению книг их не принимали – она не была членом Союза художников.
Семейный и творческий союз
С будущим мужем, наставником и соавтором Валентином Берестовым, Татьяна Александрова познакомилась, когда принесла ему для ознакомления свои сказки.
К тому времени Валентин Дмитриевич был уже именитым человеком и много помогал начинающим литераторам. И зацепила его молодая женщина именно домовенком, добрым и в лаптях. Отношения в семье были нежные и трогательные. Их квартира стала своеобразным «клубом по интересам», где собиралось много творческой интеллигенции тех лет.
В совместном творчестве Татьяна Ивановна сначала просто помогала мужу, иллюстрируя его произведения. Впоследствии стали выходить книжки, написанные совместно.
Уйдя из жизни в 83-м году, Татьяна Ивановна Александрова оставила после себя еще громадное количество недоработанного материала.
Парадоксально, но известие о готовящихся съемках мультфильма про «Кузьку» пришло спустя три дня после похорон сказочницы. И только в 86-м вышла полная версия сказки.
В 89-м и 92-м вышло еще две книги: сказки и рассказы, а 2001 увидел свет трехтомник совместных произведений, также «Таинственная тетрадь», фантастика, оконченная перед самой смертью.