Немного истории
Крымский мост является одним из самых амбициозных проектов в новейшей истории России. Возможность строительства переправы, соединяющей Таманский и Крымский полуострова, обсуждалась еще во времена СССР. Тогда же была предпринята попытка возвести железнодорожный мост, которая закончилась неудачей. После присоединения Крыма к России и ухудшения отношений с Украиной резко встал вопрос налаживания автомобильного и железнодорожного сообщения с новыми территориями.
Возведение моста было доверено компании «Стройгазмонтаж». При подготовке проекта рассматривалось множество вариантов его реализации: тоннель или строительство двухъярусного моста. В итоге остановились на варианте двух параллельных самостоятельных конструкций, разделяющих автомобильную и железную дороги.
Строительство Крымского моста обошлось российской казне в 230 миллиардов рублей. В рекордные сроки (около двух лет) введена в эксплуатацию автомобильная часть. Железнодорожный мост планируют открыть к концу 2019 года.
Опасности Крымского моста
Несмотря на заверения компании-застройщика в проведении долгой подготовительной работы, инженерно-геологических изысканий и проверочных расчетов, многие эксперты до сих пор не уверены в надежности конструкции Крымского моста. Дело в том, что строительство и эксплуатацию данного объекта осложняют несколько факторов:
- неустойчивый подводный грунт, склонный к проседанию и сейсмической активности, из-за чего рано или поздно нарушится устойчивость мостовых опор;
- сильные ураганные ветры и высокая влажность, затрудняющие движение по мосту в холодное время года;
- сезонные ледоходы, которые и разрушили опоры моста, построенного в советское время.
Конечно, все эти факторы крайне неблагоприятны для мостовых конструкций. Наибольшие опасения вызывает подвижность грунта и высокая вероятность землетрясений. На этот счет разработчики проекта Крымского моста уверяют, что сооружение свайных фундаментов производилось с учетом тщательного анализа геологических проб. В зависимости от типа грунта и глубины его залегания устанавливались два вида свай. Буронабивные сваи использовались на прочных участках, где достаточно глубины погружения 45 м. Трубчатые сваи применялись на особо илистых участках, требующих углубления до 105 м для закрепления в твердой породе.
Происшествия и перспективы
С началом строительства Крымского моста журналисты и эксперты внимательно наблюдают за всеми этапами работ. Малейшее происшествие или технические проблемы раздуваются украинскими СМИ до масштабов грядущей катастрофы. Несмотря на негативные прогнозы, аварийные ситуации пока случались лишь дважды.
В сентябре 2018 года в одну из опор Крымского моста врезался плавучий кран, нанеся незначительные повреждения. Спустя месяц обрушился пролет железнодорожной части в процессе установки его на опоры. Причиной послужила техническая неисправность домкратной системы, опускавшей многотонную конструкцию.
К сожалению, на Украине любое происшествие трактуется в резко негативном ключе. Пожалуй, самая реальная угроза Крымского моста на данный момент – экологическая. Даже соблюдение всех строительных норм не устраняет вреда для экосистем Азовского и Черного морей и их обитателей. По некоторым данным, больше всего страдают дельфины, которым шум и постоянные вибрации мешают общаться между собой и свободно передвигаться в акватории.
На вопрос, может ли обвалиться Крымский мост, ни один эксперт не может дать однозначного ответа. Конечно, этот проект сопряжен с высокими рисками, поэтому за него не брались долгие годы. Но развитие строительных технологий и средств контроля за состоянием моста повышает вероятность его долгой и безаварийной эксплуатации. По крайней мере, российская власть прилагает к этому все усилия.