Детство и юность Андрея Брянцева

Андрей Михайлович Брянцев родился  1 января 1749 года в семье церковного служителя-причетника  в Одигитриевской пустыни близ Вологды. Сейчас на этом месте монастыря в Вологодской области находят остатки дореволюционного кирпича внутри земляного вала.


 Андрей  Брянцев рано осиротел. Воспитывался в Вологодской духовной семинарии.  Любовь к учению и желание дальнейшего усовершенствования побудило его оставить родину, и он, не окончив Вологодскую духовную семинарию, имея в кармане несколько копеек, пешком отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию по курсу богословия и философских наук.  Ее он также не окончил, отказавшись постричься в монахи.
В 1770 году, отказавшись от духовной карьеры, Брянцев стал студентом Московского университета, учеником, а позже сподвижником профессора Д.С.Аничкова и С.Е.Десницкого. Помимо философского курса изучал точные науки, юриспруденцию и иностранные языки.


Карьера философа

В 1787 году по окончании университетского курса  Андрей  Брянцев стал магистром философии Московского университета. Продолжив образование. защитив диссертацию на соискание степени магистра философии  «О критерии истины», ему была присвоена ученая степень магистра философии и свободных наук.

В 1779 году Брянцев был определен учителем латинского и греческого языков в университетскую гимназию.

 В 1789 году, после кончины Д.С.Аничкова, его производят в экстраординнарные  профессора.

С 1791 года по 1795 год  занимал пост университетского цензора. С 1795 - становится ординарным профессором логики и метафизики Московского университета. На этой должности оставался до конца своей жизни. Его магистерская диссертация "De criterio veritatis" (1787 год) осталась неизданной.

С 1804 года по 1806 год являлся директором Педагогического института. Кроме того, Андрей Брянцев  выполнял ряд других обязанностей — декана этико-политического отделения университета, директора Московского Педагогического института, цензора при университетской типографии, члена училищного комитета, декана этико-политического отделения и др.

В 1817-1821 гг. адъюнктом при Брянцеве был Давыдов, занимавшийся по преимуществу преподаванием философских дисциплин. Брянцев Андрей не создал собственной оригинальной системы. В начале своей карьеры придерживался в основном системы X. Вольфа, которую затем дополнил некоторыми элементами кантианства, причем опирался он не на работы И. Канта, а на труды одного из его последователей - Ф. В. Д. Снелля.

Творчество философии Брянцева

По мнению Брянцева Андрея, природа, с одной стороны,— физическое  целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С другой стороны, она — "нравственное целое", в трех царствах которого господствует установленная Богом целесообразность. Все вещи не только "сопряжены" во времени и пространстве "физической связью", где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей ("конечных причин"), предписанных творцом.
Брянцев Андрей относил ко всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон "бережливости", а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, который он сформулировал, опираясь на идеи Декарта, Бильфингера, Мендельсона.
Брянцев - один из первых познакомил русскую общественность с философскими воззрениями Канта.

Брянцев не создал собственной оригинальной философской системы и находился под влиянием немецкой мысли: сначала он держался системы Хр.Вольфа, затем перешел на позиции кантианства. Здесь основным источником для него являлись труды кантианца

Андрей Михайлович Брянцев трактовал законы природы в духе каузально-телеологического параллелизма. Согласно Брянцеву, в основе мироздания лежит некая "непостижимая деятельность", одушевляющая все его части.

В целом философию Брянцева можно охарактеризовать как деизм с оттенком механицизма. «Мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены». Философ придерживался теории множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни, т.е. взглядов для церковного сознания того времени неприемлемых. Вольнодумство Брянцева ограничивалось рамками академических построений и на его университетской карьере не сказалось.

Труды философа

  • Брянцев Андрей Михайлович оставил следующие сочинения и переводы:
  • Сочинение «Слово о связи вещей во вселенной» 1790 год. Сочинение носит ярко выраженный деистический характер с оттенком механицизма. Вот как, в частности, определяет Брянцев Вселенную: "...мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены". Здесь же Брянцев отстаивает теорию множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни. 


  • Сочинение «Слово о всеобщих и главных законах природы» 1799 год.  В данном сочинении, опираясь на вольфианскую традицию, Брянцев Андрей рассуждает об основных законах, к числу которых он относит закон непрерывности, закон бережливости, кратчайшего пути, или самомалейших средств, и закон всеобщего сохранения.


  • Большой вклад внес в переводы: «Начальные основания нравственной философии» Г.А.Фергюссона 1804 год и (совместно с С.Е.Десницким) «Истолкование английских законов» У.Блэкстона 1780–1782 годы; курсов философов Шнелля, Рейса, работы Ферпоссона "Начальные основания нравственной философии" 1804 год.
  • Оставшаяся в рукописи и неопубликованная статья «Compendium antiquitatum Graecarum» 1798 год.
  • "Шеллерово сокращенное латинское языкоучение или грамматика" 1787год.

 Многие из его трудов погибли во время пожара в Москве в 1812 г.