Краткая биография: детство и юность

Норма Ширер родилась в 1902 году Монреале (Канада) в семье успешного бизнесмена Эндрю Ширера и домохозяйки Эдит. Желание стать актрисой появилось у девочки ещё в девятилетнем возрасте. Мать Нормы считала, что с её физическими данными это невозможно: у неё были немного косые глаза, широкие плечи, полноватая фигура.


Когда Норме было 16, компания её отца разорилась, что вынудило семью продать особняк и переехать в пригород. Не в силах мириться с новыми условиями, Эдит порвала с супругом и уехала с детьми в пансионат. В январе 1919 все трое перебрались в Нью-Йорк, купив билет на последние деньги, вырученные с продажи фортепиано.

Семья поселилась в крошечной съёмной квартире, за окнами которой проходила железная дорога. На этаже был один общий санузел и ванна. В комнате имелась лишь одна двуспальная кровать, на которой сёстры спали с матерью поочерёдно.

Норма решила испытать судьбу и приняла участие в кастинге шоу Флоренза Зигфелда, популярнейшего бродвейского импессарио. На тот момент он готовил очередную постановку своего самого знаменитого шоу «Безумства Зигфельда» (Ziegfeld Follies) с поющими и танцующими красотками. Девушка с треском провалилась — её комплекция вызвала лишь насмешки.

Ширер не отчаивалась и в скором времени отправилась покорять компанию Universal Pictures. Для нового фильма подбирали восемь девушек. На кастинге ассистент сходу выбрал семерых из начала очереди. Норма закашляла и тем самым привлекла к себе внимание и стала восьмой участницей. Так и состоялся кинодебют будущей дивы.


Начало карьеры

Вскоре после дебюта Ширер снялась в массовке у именитого режиссёра Д.У.Гриффита, но тот назвал девушку нефотогеничной, раскритиковал косящие глаза и заявил, что ей не стать настоящей актрисой. Норма начала посещать офтальмолога Уильяма Бейтса и выполнять упражнения для мышц глаз.

В январе 1921 семья вернулась в Монреаль. Норма стала подрабатывать фотомоделью у местного фотографа Джеймса Райса и получила от него рекомендательное письмо. Вскоре ей пришло письмо от агента Эдварда Смолла из Universal Pictures: на съёмки фильма Pink Tights требовалась замена. Мать снова привезла Норму в Нью-Йорк. На собеседовании она получила непристойное предложение и немедленно пожаловалась Смоллу.

Тем не менее, она осталась в Нью-Йорке и использовала фотографии и рекомендации от Райса, чтобы найти работу моделью. Она также получила несколько эпизодических ролей и сыграла в ряде второстепенных фильмов в 1922, многие из которых не сохранились. Тем не менее, девушку заметил Самюэль Маркс, сценарист студии Робертсон-Коул. В своё время он сотрудничал с Ирвингом Тальбергом в нью-йоркском офисе студии Universal. В 20-е Тальберг продвинулся по карьерной лестнице, став вице-президентом Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) в Лос-Анджелесе. Маркс предложил Тальбергу взглянуть на ленты с участием Нормы.

В 1923 году Ширер получила предложения сразу от трёх лос-анджелесских кинокомпаний: Universal, Louis B. Mayer Productions и Hal Roach Productions — все они исходили от одного и того же менеджера. Актрисе предложили пятилетний контракт и ставку от 150$ в неделю (что равноценно сумме в 3000 долларов в наши дни).

Первая леди «Метро-Голдвин-Майер»

В 1923 Норма Ширер с матерью перебралась в Лос-Анджелес. Получив контракт с MGM, она, наконец, исполнила детскую мечту, став звездой. Главные роли посыпались как из рога изобилия. В скором времени актриса приобрела для себя и мамы роскошный особняк в Голливуде, расположенный прямо под легендарным знаком на холме. В 1929 году журнал Variety назвал Ширер самой важной звездой MGM.


Амплуа Ширер — романтические и страдающие героини, обычно борющиеся с нищетой или предательством возлюбленного. Она снялась в главной роли в таких лентах, как «Золотая лихорадка» (1925) с Чарли Чаплиным, «Женщины» (1939), «Ромео и Джульетта» (1936), «Мария-Антуанетта» (1938).

Роль Джерри Бернард в ленте «Развод» (1930) принесла ей статуэтку «Оскар» как лучшей актрисе. Любопытно, что этот фильм мог бы так и не увидеть свет из-за нападок традиционалистов. В марте 1930, чтобы избежать введения государственной цензуры, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов (MPPDA) приняла неофициальный Кодекс Хейса, согласно которому в фильмах не должны были демонстрироваться нагота, межрасовые и однополые отношения, промискуитет, — а также брутальные сцены насилия, криминал и ненормативная лексика. Тальбергу пришлось лично убеждать Комитет (SRC), что фильм никоем образом не поощряет разводы.

После Ширер ещё трижды номинировали на Оскар за роли в фильмах «Барреты с Уимпоул-стрит» (1934), «Ромео и Джульетта» и «Мария-Антуанетта». В 1939-м ей предложили роль Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром», но она отказалась со словами: «Роль, которую я хотела бы сыграть — Ретта Батлера!».

Существует легенда, что Мерлин Монро, настоящее имя которой Норма Джин, родители назвали именно в честь Ширер.

За вклад в киноискусство Норма была удостоена звезды на Аллее славы в Голливуде.


Личная жизнь

В 1927 году Ширер вышла замуж за Ирвинга Тальберга, став «первой леди M-G-M», и приняла иудаизм. И хотя её карьера взлетела во многом благодаря протекции мужа, в 30-е годы, когда Ирвинг скоропостижно скончался от пневмонии, её позиции только укрепились. Овдовевшая актриса порывалась уволиться, но её уговорили остаться и заключить контракт ещё на шесть картин.

В 1942 Ширер всё же ушла из кино и вышла замуж за бывшего лыжного инструктора Мартина Эрроджа. Она не вернулась на киноэкраны и остаток жизни прожила в качестве домохозяйки. В последние годы жизни постаревшая Норма заболела болезнью Альцгеймера. Ходили слухи, что она называла мужа Ирвингом.

Ширер скончалась от пневмонии в июне 1983 года в возрасте 80 лет. Она была похоронена в мавзолее рядом с могилой Ирвинга Тальберга.

В браке с Ирвингом Норма родила двоих детей. Сын Ирвинг Тальберг-младший был профессором философии в университете Чикаго и умер в 1988 году от рака. Дочь Эдит Ширер была главой общества защиты животных в Колорадо и скончалась в 2006 году — также от рака.