Талантливая актриса родилась в 1929 году, 8 декабря в Москве.

Пора детства и юности

Отец будущей знаменитости, Николай Ющук, заведовал столичным транспортом, работал в Моссовете. После ареста одного из родственников глава семьи отправился на Колыму. Зое пришлось работать на золотых приисках.

В столицу вернулись после войны. Учась в девятом классе, школьница начала работу в Доме моделей. Внешние данные девушки полностью отвечали всем критериям отбора.

После окончания школы с отличием выпускница решила стать манекенщицей. Но в то же время она успела поступить в ГИТИС в класс сценического мастерства.

Диплом студентка получила в 1954. Почти сразу начинающая актриса приступила к работе в столичном театре сатиры. Она оставалась в нем всю жизнь.


Первой работой начинающей исполнительницы стала роль принцессы в постановке по пьесе известного постановщика Евгения Шварца «Тень».

Призвание и признание

Премьера прошла с огромным успехом. Билеты, по воспоминаниям, раскупались мгновенно, а смотреть постановку приходили целыми семьями.

Режиссеры использовали новаторские приемы. На сцене были задействованы различные механизмы, костюмы детально прорабатывались, освещение продумывалось до мелочей. В итоге создалась уникальная атмосфера, которая московскому зрителю была в новинку.

После успешного дебюта начинающая актриса сразу обрела популярность. Очень скоро Зелинская начала участвовать в целой галерее популярных спектаклей. Ее персонажи отличались утонченной лиричностью.

Одной из наиболее заметных работ стал образ Элли в «Доме, где разбиваются сердца» по пьесе Бернарда Шоу. Это произведение считается одним из сложнейших в мировой драматургии. Далее последовала Розалия Павловна из «Клопа» по Маяковскому.

Зоя Зелинская стала всесоюзно известной театральной актрисой. Она была Лизой Истратовой в «Женском монастыре», мадам Мезальянсовой из «Бани», Марией Токарчук в «Интервенции» и Маркби в «Идеальном муже», мамой в «Затюканном апостоле».


Кинокарьера

С 1956 артистка начала сниматься в кино. Дебютной работой стал культовая картина «Карнавальная ночь». Правда, роль на новом поприще поначалу Зелинской досталась совсем небольшая.

Следующим шагом стала комедия «Когда море смеется». За лентой последовали «Маленькие комедии большого дома», «Мужчины и женщины».

После этих лент артистка снова вернулась на театральные подмостки, сделав перерыв в кинокарьере. Небольшие роли она сыграла в девяностые.

Участвовала исполнительница в «Риске без контракта», «Линии смерти», «Пчелке» и «Предсказании смерти». Позднее Зелинской предложили игру в телесериалах.

Она снялась в «Досье детектива Дубровского», «На углу у Патриарших», «Директории смерти». Все кино- и телепроекты с участием Зои Николаевны пользовались неизменным успехом в двухтысячных.

Она играла в «Провинциалах», «Сыщике без лицензии», цикле о Евлампии Романовой. В последнее время актриса участвовала в телепроектах «Воротилы « и «Биржа невидимости».


Особой популярностью Зоя Николаевна обязана передаче «Кабачок «Тринадцать стульев». В этой комедийной телепрограмме исполнительница участвовала в образе пани Терезы.

Телекабачок

Постановщиком и режиссером проекта выступил Георгий Зелинский, бывший первым супругом исполнительницы. Сама же актриса впоследствии признавалась, что передача сыграла в ее карьере роли и положительную, и отрицательную.

О такой популярности остальным артистам в те времена приходилось лишь мечтать. Зою Николаевну узнавали на улицах всех городов. Возле московской студии, в которой проводились съемки программы, постоянно толпилось множество поклонников.

Но была и другая сторона. Проект отнимал у исполнительницы неимоверное количество времени. Ради процветания «Кабачка» Зоя Николаевна вынуждена была жертвовать перспективными ролями в кинематографе и в театре.

Режиссерам участие исполнительницы в съемках казалось изменой настоящему искусству. Они полагали, что серьезные роли артистка уже не сможет сыграть никогда.


Правда, на практике оказалось, что проявить свой талант в такой телепрограмме сможет далеко не каждый именитый артист. Так, после введения в состав исполнителей Андрея Миронова студия оказалась буквально засыпана целой горой писем от разгневанных зрителей.

Они требовали убрать из проекта актера. Не сумели показать себя в коротких миниатюрах, составляющих проект, и Ольга Сухаревская, и Ольга Викланд, приглашенные знаменитости того времени.

Жизнь личная

Замужем Зоя Николаевна побывала дважды. Ее первым избранником стал режиссер, поставивший на отечественном телевидении популярный «Кабачок 13 стульев». Заслуженный работник культуры Польши Георгий Зелинский вместе с женой прожил десять лет.

Связать себя новыми узами актриса решила после развода. Она вышла замуж за Валентина Леднева, журналиста. У молодоженов родился ребенок, сын Сергей.

Впоследствии мальчик выбрал профессию, которая не была связана ни с театром, ни с кино. У Сергея Валентиновича уже собственная семья, есть сын Андрей, любимый внук Зои Николаевны.

Зелинская удостоена звания Заслуженной артистки Советского Союза. Позднее она стала Народной артисткой России. В кино исполнительница сниматься прекратила. Все силы она отдает обучению театральной молодежи. Актриса продолжает заниматься творчеством.

Участвует Зоя Николаевна в озвучивании кинолент. Зелинская живет в Москве и практически все свободное время посвящает воспитанию внука.


Артистка уверена, что старости ей страшится незачем, так как сохранился немалый интерес к жизни.