О смерти знаменитого на всю страну актера пресса откликнулась скромным некрологом. Потрясенные поклонники долго гадали о причине неожиданного ухода кумира. Но артист просто «сгорел» на работе.
Детские годы и юность
Родился Виктор Авдюшко в Москве в 1925 году, 11 января. Отец будущей знаменитости работал весовщиком на Киевском вокзале столицы, а мама занималась домом, воспитанием Виктора и его старшей сестры. Жили рядом с вокзалом, очень скромно.
В детстве мальчик даже не думал о творческой судьбе. Он мечтал стать летчиком, повторять подвиги Чкалова и Серова.
Шестнадцатилетний парнишка после начала войны даже пытался сбежать на фронт. Только родители вовремя сумели вернуть сына домой. Так что затея провалилась.
Авдюшко после войны поступил в авиационный институт. Он решил создавать самолеты. Виктор во время обучения принимал участие в студенческих постановках. Театр МАИ славился как одни из сильнейших в столице.
Фактурная внешность обеспечила студенту амплуа строителей новой жизни, героев сильных и самоотверженных. От игры Виктора приятели были в восторге. Они и посоветовали сокурснику пойти в артисты.
В 1945 молодой человек подал документы во ВГИК. Приняли его сразу. Приемная комиссия оценила и фактурность абитуриента, и его умение читать стихи. Он попал в мастерскую Райзмана.
Закончил обучение Виктор Антонович в 1949. С 1948 начались киносъемки. Получением первой, пусть эпизодической роли, Авдюшко обязан своей внешности.
К третьекурснику подошел ассистент Герасимова и предложил сняться в «Молодой гвардии».
Сложный путь к вершине
Спустя год последовали «Кубанские казаки» Пырьева. А в пятидесятых пришла и первая значимая роль в картине «В мирные дни».
Лента превратилась в кинохит. В ней рассказывалось о борьбе советских органов госбезопасности с западными разведками. Киноработа вышла в лидеры проката.
Артист снялся со звездным коллективом Его партнерами стали Сергей Гурзо, Георгий Юматов, Элина Быстрицкая и Вера Васильева.
На счету исполнителя к середине пятидесятых был десяток ролей. Персонажи ему давали исключительно положительные.
На «Мосфильме» Авдюшко считался одним из самых снимаемых артистов. Только самому актеру такая творческая карьера не слишком нравилась.
Он на разу не сыграл главную роль. Да и зрители с коллегами пришли к выводу, что он просто идеален: ни единого недостатка нет.
Виктор Антонович мечтал о преодолении типажности. Пустить роль и не будет отрицательной, зато окажется современной и более правдивой. После хрущевской оттепели режиссеры начали выпускать такие картины.
В 1956 Авдюшко предложили главную роль в фильме Швейцера «Тугой узел». Работа посвящалась борьбе нового и старого. Новаторство так напугало руководство кино, что фильм запретили еще на стадии съемки. В итоге постановщик снял вместо Емельянова, игравшего бюрократа, Переверзева. Отрицательный персонаж превратился в новатора.
Гром и молния
Отразилась смена акцентов и на названии проекта: «Саша вступает в жизнь». Но даже с такими переделками фильм вышел ограниченным тиражом.
Увидели картину в первоначальном варианте только спустя два десятилетия. К тому моменту исполнителя в живых уже не было.
На творческую карьеру актера участие в опальном проекте никак не повлияло. Он продолжил галерею положительных персонажей еще девятью картинами. Доверяли Виктору не только коммунистов.
Он снялся в экранизации классических произведений. Исполнитель стал Базаровым из «Отцов и детей».
В конце шестидесятых к Авдюшко пришла его лучшая роль. Правда, ее зрителям тоже пришлось подождать. В картине Наумова и Алова «Мир уходящему» Виктор Антонович перевоплотился в Ивана Ямщикова, солдата, онемевшего после контузии.
Талант артиста раскрылся всей мощью. Он при помощи самых скупых средств умудрился убедительно сыграть глазами, выразив состояние души обреченного на молчание человека. Такого всплеска драматизма не ожидали и сами постановщики.
Картине предъявили немало обвинений. Создателей упрекали в натурализме, художественном вымысле, клевете на советского солдата. Причиной стала новаторская манера съемки, достоверность показа войны.
Травлю начала Фурцева. Дискуссию проводили в Доме кино. Виновником начала скандала стал сам Виктор. Актер всю ночь провел в компании и пришел навеселе.
Первую половину диспута он мирно спал. Разбудил артиста крик о необходимости наказания создателей картины ремнем так же, как отлупил в фильме немца Авдюшко. Услышав собственную фамилию Виктор Антонович проснулся и пошел к трибуне.
По дороге он вынул ремень и неожиданно для всех сказал, что выпорет самого оратора. Утихомирить разгневанного артиста удалось только Наумову.
Жизнь в реальности
Для показа в армии картину запретили, на телевидение она не попала. Фильм показали ограниченным тиражом в небольших кинотеатрах. Зато за рубежом на Венецианском фестивале ленту удостоили «Золотой медали» и «Золотого кубка».
В шестидесятых и семидесятых Авдюшко продолжил сниматься. Удалось артисту выйти из привычного амплуа, сыграв в «Обыкновенном чуде» и комедии «Тридцать три» совсем небольшие роли.
В театре Авдюшко играл лишь в кукольном. Существовал он в доме Бориса Биргера, художника. С сыном его Виктор Антонович нередко посещал театры, привозил из-за границы мальчишке подарки.
В театре Биргера Авдюшко выбирал противоположные привычным для него персонажи. Любимым стал плут Труффальдино. Хотя актер не считался величиной суперкласса, он не уступал по популярности ни Ульянову, ни Тихонову. У него постоянно брали автографы.
Дела семейные
В личной жизни артиста все сложилось прекрасно. Первая супруга Евгения Тэн подарила мужу дочь Татьяну. В настоящее время она живет в Африке.
В шестидесятых он женился на эстонской актрисе Лийне Орловой. В семье росла дочь Маша. Она стала актрисой, проживает в Таллинне.
В 1974 Авдюшко получил почетное звание Народного артиста РСФСР. Следующий год стал юбилейным. Актер отметил пятидесятилетие.
В обычной жизни Авдюшко мало чем отличался от своих экранных героев. Он всегда был подтянут, сохранял физическое здоровье. Поэтому известие о его уходе стало неожиданностью для всех.
В 1970 Виктор Антонович принимал участие в работе над картиной «Когда расходится туман». Там он познакомился с третьей супругой, художником-гримером Ларисой.
Девушка была моложе артиста на двадцать с небольшим лет. У них позднее появился ребенок. Назвали дочку Варварой.
Впоследствии Варвара Викторовна вышла замуж за Тимура Бекмамбетова и стала кинопродюсером.
Последняя работа замечательного исполнителя – маршал Конев в эпопее Озерова «Солдаты свободы». Незадолго до съемок актер снимался во Владивостоке.
Актер в ледяной воде отработал несколько десятков дублей. Итогом стали застуженные почки. В столицу Авдюшко прибыл в тяжелейшем состоянии и сразу оказался в больнице.
Умер артист в Москве в 1975, 19 ноября. После работы, ставшей причиной ухода, прошло всего несколько дней. Погребен он на Ваганьковском кладбище.