Биография
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 в местечке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Его отцом был успешный торговец зерном. Мальчик был первенцем семьи, поэтому его судьба была предрешена с рождения, в то время первый наследник был обязан в будущем взять на себя дело отца. Однако мальчик унаследовал гены матери, которая любила проводить свободное время за росписью керамических поделок.
Несмотря на увлечения ребенка, готовили Анри к будущему семейному бизнесу обстоятельно, он отучился в школе, затем в лицее. Однако строптивый сын вопреки воле отца уехал в Париж изучать юридические науки. С далеким от искусства дипломом он вернулся домой, где несколько месяцев проработал клерком.
Судьбу великого художника решила болезнь. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри попал к хирургу с аппендицитом. Восстанавливался он после операции два месяца. Чтобы не скучать, Матисс взял принадлежности для рисования и начал копировать цветные открытки. Именно в это время молодой человек окончательно решил, чему посвятит свою жизнь.
Обучение и начало творчества
Дебютное поступление в столичную Школу изящных искусств Анри провалил, поэтому пошел в менее титулованные учебные заведения, где знакомили с азами живописи. В вожделенную Школу искусств, в мастерскую Гюстава Моро Матисс поступил в 1895 году.
В начале творчества в его круг интересов входило современное искусство, но Анри было любопытно и японское направление. Символист Моро отправлял учеников учиться «играть цветом» в Лувр, там Анри копировал картины и старался подражать классикам живописи. Его мастер учил «мечтать о цвете», отсюда у Матисса зародилась идея к поиску подходящих оттенков для передачи эмоций.
В раннем творчестве художника можно наблюдать смесь учений Моро с позаимствованными элементами у признанных мастеров. В частности, натюрморт «Бутылка схидама», где с одной стороны темные цвета выдают подражание Шардену, а смесь черного с серебристым и широкие мазки – Мане.
Анри признавался, что воспринимает экспрессивную сторону цвета интуитивно. Передавая осенний пейзаж, он не думает, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, его вдохновляют только ощущения осени. Таким образом, он выбирает цвета не по какой-либо научной теории, а по чувству, наблюдению и опыту.
После классики художник обратился к импрессионистам, в частности Винсенту ван Гогу. Еще тусклый в ранних работах цвет постепенно набирал сочность, под влиянием импрессионизма стал появляться собственный неповторимый стиль Матисса.
В 1896 году в художественных салонах начали выставлять первые полотна начинающего живописца. Первая персональная выставка не вызвала особого восторга у ценителей искусства. Анри Матисс уехал из Парижа на север Франции, где попробовал силы в технике точечных мазков.
В это время и был создан первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Революция в творчестве художника случилась в 1905 году. Матисс создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Осенью на выставке Анри представил две работы – портрет «Женщина в шляпе» и картину «Открытое окно». Энергия красок потрясла зрителей и на художников обрушилась волна негодования
Основателей стиля окрестили фовистами, то есть дикарями. Но такое внимание принесло Матиссу популярность и хорошие деньги: у картин появились поклонники и работы с удовольствием покупали.
Два самых известных своих полотна – «Танец» и «Музыка» – Матисс создал для мецената Сергея Щукина. Работая над эскизами художник хотел создать нечто такое, чтобы зашедший в особняк человек чувствовал облегчение и покой.
После работы художник поехал в путешествие в восточную сказку Алжира, а вернувшись, сразу сел за работу – была написана «Голубая обнаженная». Затем художник путешествовал по Европе и Америке. В это время его творчество стало постепенно лишаться примет фовизма, наполнялось тонкостью и особенной глубиной, появилась связь с природой.
Личная жизнь
Личную жизнь Анри Матисса украшали три женщины. В 1924 году художник впервые стал отцом – Каролина Жобло родила живописцу дочь Маргариту. Однако официальной супругой Матисса стала Амели Парейр. Эта девушка стала первым близким человеком, который безоговорочно поверил в его талант.
В браке с Парейр родились сыновья Матисса: Жана-Жерар и Пьер. К тому времени супруги взяли в свою семью на воспитание Маргариту. Длительное время дочь и жена занимали места главных муз и моделей художника. Одно из знаменитых полотен, посвященных супруге, – написанная в 1905 году «Зеленая полоса».
Однако в то время портрет любимой женщины поразил тогдашних ценителей искусства «уродливостью». Зрители считали, что представитель фовизма в этот раз переборщил с яркостью красок и откровенной правдивостью.
На пике своей популярности, который пришелся на 30-е годы, художник решил найти себе помощника. Матисс в то время жил в Ницце. Так в доме появилась молодая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая начала выполнять обязанности секретаря художника. Однажды Матисс случайно увидел Лидию в спальне своей жены и тут же бросился ее рисовать. С тех пор девушка стала последней и незаменимой музой Матисса.
Впоследствии Амели развелась со знаменитым супругом, а у Дилекторской с Анри царили гармоничные отношения. Лидия изображена на целой россыпи рисунков и картин, среди них особо выделяется полотно «Одалиска. Голубая гармония». Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 в Ницце от микроинсульта.