Биография
Иван Макарович Гончар появился на свет в 1911 году, в конце января, 27 числа. Родная деревня – Липянка, Черкасская обл., Украина.
Его родители – из крестьянских низов. Несмотря на простой быт и отсутствие высшего образования у родителей, Иван с детства испытывал тягу к искусству.
Как он позже писал в личном дневнике, он очень ценил свой простой крестьянский дом, семью, уклад жизни. Здесь, на народной печи, он начал творить: стругать, рисовать, писать, лепить, вырезать. Эта печь, его дом – исконно народное, это было его настоящим увлечением. Даже когда в зрелом возрасте он купил себе квартиру в самом Киеве, он все равно стремился к народному. И к концу жизни сумел построить дом, который и стал в дальнейшем музейным центром Ивана Гончара.
В 1930-ом Ваня выпустился из Киевской художественно-промышленной школы. Его учителем был художник В. Климов. В 1936 году он стал выпускником Института агрохимии и почвоведения в Киеве (который сегодня называется Институтом земледелия).
Затем случилась армия, призыв на фронт - участие в Великой Отечественной войне. По возвращению с войны он вновь вернулся к искусству.
Творчество
Гончару принадлежит авторство следующих скульптурных произведений:
- памятник Устиму Кармелюку,
- памятник Ивану Гонте,
- памятник Григорию Сковороде,
- памятник юному Тарасу Шевченко,
- памятник Лесе Украинке,
- памятник Михаилу Коцюбинскому,
- памятник Владимиру Сосюре,
- памятник С. Васильченко,
- памятник Е. Патону,
- памятник И. Бридьку,
- и другие.
Его скульптуры известных народных деятелей очень реалистичны и натурально передают образы великих людей. Несмотря на присутствующий в них агитационный характер, памятники выдающимся деятелям созданы очень кропотливо, талантливо, с вниманием к деталям.
Известен Гончар и реалистичными художественными портретами:
- Богдана Хмельницкого,
- Марии Заньковецкой,
- Леся Курбаса,
- Анатолия Соловьяненко,
- и другие.
Помимо монументальных портретов и скульптур, украинский маэстро Иван Гончар очень много внимания уделял образам и представителей крестьян.
То, что сделал для своего народа этот самобытный народовед и увлеченный коллекционер, можно приравнять к полноценному достижению целого научного института. Он исследовал, изучал, описывал, собирал, воспроизводил, делился всем этим с современниками.
Уникальная коллекция
С конца 1950-х годов он начал коллекционировать предметы украинской народной культуры и жизни простых людей, за старинными вещами он готов был ехать через всю страну. Все это первое время он хранил в своей мастерской и у себя дома, по крупицам создавая первую частную коллекцию.
К концу 20 века его коллекция украинской старины включала более 7 тысяч уникальных экспонатов. Как говорил сам коллекционер, занимался он этим с главной целью — украинский народ должен узнавать о себе и своих корнях как можно больше! Он никогда не относился к своей огромной коллекции как к какому-то музейному собранию. Все это он искал и сохранял не для сбережения в тайниках, как позже он признается в дневнике, а для праздничного украшение домов. Он мечтал не просто создать пристанище народным культурным ценностям, обреченным на исчезновение (если бы он их не насобирал), он стремился создать уникальную атмосферу – такую, чтобы любой зритель, окунувшись в нее, смог ощутить свою идентичность.
Его первая крупная персональная выставка состоялась в феврале 1988 года в одном из залов Союза художников Украины.
Восхищаясь и донося до современников традиции, Гончар написал сборник художественных картин «Украинские народные типажи в местном национальном уборе второй половины 19 — начала 20 века». Эти картины до сих пор востребованы и выставляются в различных залах Украины. А его коллекция представлена в доме-музее Гончара.
Он построил музей как дом, указав при этом всем: «Это — ваш дом! Мы с вами сами его сотворили. Собственными руками и сердцами». Он был абсолютно уверен, что это уже вписано в украинском традиционном искусстве и самобытной культуре.
Личная жизнь
Официально Гончар ни разу не вступал в брак. Своей семьи и детей поэтому у него никогда не было. Но, испытывая потребность заботиться о ком-то и передать свой опыт, он усыновил рано потерявшего родителей племянника Петра. Юноша стал художником, а затем стал руководить музеем Ивана Гончара.
Советский скульптор скончался 18 июня 1993 года в Киеве, он покоится на Байковом кладбище.
В 2010 году, в честь 100-летия с даты рождения художника, была открыта передвижная художественная выставка под названием «Иван Гончар. Победа одной жизни». Спустя год, в 2011 году, издана памятная книга об этом талантливом человеке с философским названием «А в моїй хаті своя свята правда». Книгу писала в течение десяти лет заведующая архивным отделом искусства Лидия Дубиковская-Кальненко. Приемный сын художника и скульптора, директор музея Петр Иванович Гончар стал соавтором книги о великом отце.
Название книги отсылает к содержанию личного дневника Ивана от 1969 года: «Приеду я из города в собственную хату-музей и словно заеду из чужой стороны в свою, родную. Бурлит Крещатик, просторные улицы громки говором, а в моем доме звучит родной язык, наша народная украинская песня».