Из биографии Эмиля Золя
Будущий писатель и публицист появился на свет в столице Франции 2 апреля 1840 года. Эмиль родился в семье итальянца и француженки и получил французское гражданство. Отец мальчика был инженером. Подписав солидный контракт на строительство канала, Франсуа Золя перевез семью в Экс-ан-Прованс. Вместе с партнерами Золя-старший создал компанию, которой предстояло осуществлять грандиозный проект. С 1847 года работа начала продвигаться. Однако Франсуа заболел воспалением легких и скоропостижно скончался.
Эмиля определили в пансион при учебном заведении. Здесь он познакомился с будущим французским художником Полем Сезанном. Их дружба продолжалась четверть века.
После смерти Франсуа Золя его супруга так и осталась вдовой. Она жила на небольшую пенсию, которой катастрофически не хватало. В 1852 году мать Эмиля вернулась в Париж. Ей пришлось наблюдать за судебным процессом, который кредиторы развернули против компании ее покойного мужа. В ходе судебных разбирательств компанию все же признали банкротом.
Эмиль перебрался к матери в Париж, преисполненный разочарования: отныне его жизнь наполнена одними ограничениями, которые накладывало на их существование убогое материальное положение семьи. Золя попробовал начать карьеру юриста. Но провалился на экзаменах.
Литературная деятельность Эмиля Золя
Потерпев поражение на ниве юриспруденции, Золя нашел работу в книжном магазине. Потом он трудился в издательстве «Ашет». Через четыре года у него созрела мысль: писать самому и сделать литературную деятельность источником существования.
Первые шаги на литературном поприще Эмиль делает в журналистике. В 1964 году вышел его первый сборник рассказов, которому он дал заглавие «Сказки Нинон». Но известность начинающему писателю принес первый роман – «Исповедь Клода». Фактически это была автобиография Золя, сделавшая автора популярным писателем.
Делом всей своей творческой жизни Золя считал создание романа «Ругон-Маккары», в котором предусматривались первоначально десять томов. Однако в конечном итоге в издание вошли двадцать томов. Самыми успешными из книг цикла стали «Жерминаль» и «Западня». Речь в них шла о жизни рабочего класса.
Имел успех у читателей и роман «Дамское счастье». В нем отображалась идеология буржуазного общества, в котором ускоренно развиваются коммерческие отношения. Законом этого общества является желание клиента. Права продавца почти не имеют значения. Главные герои произведения – простые бедные люди из далекой провинции, которые ищут дорогу к успешной жизни.
В романах Золя очень тонко показана психология мелкой буржуазии. Эти люди ищут правду жизни. Но все их попытки оканчиваются неудачей.
Стиль Золя по сути своей противоречив. Однако эта черта его творчества является точным отражением социального положения мелкой буржуазии, представители которой становятся центральными персонажами произведений Золя. Видение писателя отличается емкостью и целостностью. Описания героев, характеристики предметной среды в романах Золя – всё дается в сентиментальных мягких тонах.
Цикл «Ругон-Маккары» задумывался как семейная сага, в которой сменяются поколения и возникают совершенно новые персонажи. Идея, которую хотел донести до читателя автор, состояла в том, что от обычаев, привычек и наследственности, укоренившихся в семье, невозможно избавиться.
Вот самые читаемые романы Золя, принесшие ему мировую известность:
- «Исповедь Клода»;
- «Завет умершей»;
- «Марсельские тайны»;
- «Чрево Парижа»;
- «Жерминаль»;
- «Нана»;
- «Человек-зверь».
Интересно, что популярность в далекой России творчество Золя обрело раньше, чем на родине писателя. Уже первые его литературные опыты были отмечены в «Отечественных записках». Переводы ряда произведений Золя выходили в исправленном виде – этого требовала российская цензура. В 70- годы XIX века Золя в России активно читали как разночинцы радикальной направленности, так и представители либеральной буржуазии.
Новый этап в творчестве Золя ознаменовался выпуском незавершенной серии «Евангелий» (1899-1902), куда вошли следующие литературные фрагменты:
- «Плодовитость»;
- «Труд»;
- «Справедливость».
Здесь Золя в том числе пытается создать утопию о возможном планомерном воспроизводстве всего человечества.
Не прерывая своих литературных опытов, Эмиль Золя занимался общественно-политической деятельностью. Самой смелой его публикацией была статья «Я обвиняю», ставшая ответом общественности на так называемое «дело Дрейфуса». В те годы многие видные деятели культуры выступили в защиту офицера Дрейфуса, еврея по национальности, которого без всяких оснований обвиняли в шпионаже в пользу Германии.
Личная жизнь писателя
После приезда в Париж к матери молодой Эмиль познакомился с Александриной Мелей. Долгие годы женщина была любовницей писателя. Серьезная, честолюбивая и одновременно хрупкая Александрина нравилась и матери Золя. В 1970 году Эмиль и Александрина заключили брак. Но детей у них не было.
Через несколько лет Александрина наняла в дом молодую служанку по имени Жанна. Та стала любовницей Золя. Писатель стремился скрыть эту порочную связь, одновременно поддерживая молодую любовницу деньгами. Однако после появления у Жанны Розро первого ребенка скрывать отношения стало невозможно. Первая семья распалась, Золя женился на Жанне. Вскоре у них родился второй ребенок. Новая семья стала для писателя источником вдохновения.
29 сентября 1902 году Эмиль Золя ушел из жизни. Официально причиной его смерти считается отравление угарным газом. По всей видимости, в доме оказался неисправным дымоход. Последними словами Золя стало обращение к жене – он пожаловался на плохое самочувствие. Но от врачебной помощи отказался.
Современники Золя поставили под сомнение такую версию смерти писателя. Спустя полвека после смерти Эмиля французский публицист Борель опубликовал собственное расследование. Он предположил, что писателя умертвили умышленно.