Настоящее имя Эмиля Яннингса - Теодор Фридрих Эмиль Яненц. Он родился 23 июля 1884 года в швейцарском городе Роршахе. Умер 2 января 1950 года. Эмиль Яннингс - немецкий актер, популярный в 1920-х годах в Голливуде. Эмиль стал первым немецким лауреатом «Оскара». Он получил премию в разделе «Лучшая мужская роль» в 1929 году.
Яннингс известен, прежде всего, своим сотрудничеством с Фридрихом Вильгельмом Мурнау и Йозефом фон Штернбергом. Также он играл в фильме «Голубой ангел» с Марлен Дитрих. Эмиль снимался в ряде пропагандистских фильмов нацистов и остался безработным после падения Третьего рейха.
Биография
Теодор Фридрих Эмиль Яненц родился в семье германо-американского купца. Он жил в Лейпциге и Герлице. В юности он бросил гимназию, чтобы стать юнгой на корабле. С 1900 года Эмиль работал в герлицком театре.
В 1914 году Яннингс приехал в столицу и поступил в состав труппы театра Макса Рейнхардта. В 1916 году он самостоятельно поставил пьесу Немецкого театра. В 1917 он получил первую крупную роль. С 1918 года Эмиль играл в Королевском театре. Однако продлилось это недолго, и к началу 1919 года он вернулся к Рейнхардту и остался до 1920 года.
Карьера
В кино он снимался с 1916 года. В основном его можно увидеть в мелодраматических картинах, фильмах о страсти, любви, деньгах и преступлениях. В 1919 году Эмиль Яннингс сыграл Людовика XV в фильме Эрнста Любича «Мадам Дюбарри». Кинолента имела международный успех, что принесло актеру славу. Эмиль забросил театральные роли и сосредоточился на кинематографе.
В 1922 году Эмиль Яннингс сыграл в исторической драме Дмитрия Буховецкого «Петр Великий» главную роль. В 1924 году Эмиля можно было увидеть в качестве портье в кинокартине Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек». Также он был артистом, который от ревности превратился в убийцу, в ленте Эвальда Андре Дюпона «Варьете». С 1925 он возвращается к сотрудничеству с Мурнау. Яннингса ждет главная роль в «Тартюфе» и Мефистофель в «Фаусте».
Осенью 1926 года Эмиль Яннингс вступает на звездный путь в Голливуде. Среди его американских работ много персонажей, которые лишились благосостояния и положения, и живут без денег, крова и социального статуса. Когда из немого кино превращается в звуковое, Эмиль теряет свои позиции в Голливуде из-за немецкого акцента. Весной 1929 года Яннингс вернулся в родную страну.
В 1930 году Эмиль снялся в качестве преподавателя в «Голубом ангеле» Джозефа фон Штернберга. Сценарий к фильму был написан на основе романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Благодаря картине, начала развиваться карьера Марлен Дитрих, игравшей вместе с Яннингсом. С 1930 года Эмиль вернулся в театр. Его любимыми постановками становятся пьесы Герхарта Гауптмана. В 1934 году он становится частью труппы Государственного театра. Его последняя роль – Бисмарк в 1936 году.
Наступил национал-социалистический период, и Эмиль стал суперзвездой. В 1936 году он получает назначение в составе наблюдательного совета фирмы «Тобис», а в 1938 Яннингс стал его председателем. В его полномочиях производство фильма «Транвааль в огне» в 1948 году. В
1946 году Яннингс был денационализирован. Он уехал в Австрию и там умер. В фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» образ Эмиля Яннингса был воссоздан Хильмаром Эйхгорном.
Фильмография
В 1914 году Эмиль сыграл в фильме «Дневник Пассионеля». Это немецкий немой военный фильм с пропагандистской направленностью режиссера Луи Ральф, который сыграл главную роль. В 1916 году вышел фильм «Фрау Ева» с участием Эмиля. Этот немой драматический фильм был снят Робертом Вьеном. В главных ролях сыграли Эрна Морена и Теодор Лоос. В 1917 году появился фильм «Жизнь - это мечта» режиссера Роберта Вьена. С Эмилем снимались Бруно Декарли и Мария Фейн. По сюжету молодая аристократка выходит замуж за монстра.
В 1916 году Яннингс снялся в фильме ужасов «Ночь ужасов». Режиссеры - Ричард Освальд и Артур Робинсон – пригласили на главную роль Вернера Краусса. Здесь впервые изображены вампиры. В этом же году вышла трагикомедия «Когда четверо делают то же самое», снятая Эрнстом Любичем. В главных ролях вместе с Яннингсом снялись Осси Освальда и Маргарет Купфер. Любич сам играет сотрудника книжного магазина, который влюбляется в дочь персонажа Эмиля.
В 1917 году зрители увидели картину «Брак Луизы Рорбах». Эту драму снял Рудольф Бибрах. Кроме Эмиля, в ней снялись Хенни Портен и Людвиг Траутманн. Сценарий создан на основе романа Эмми Элерт. По сюжету молодая учительница выходит замуж за жестокого владельца фабрики.
«Глаза мумии» - немецкий немой фильм 1918 года, снятый Эрнстом Любичем. Звездами фильма стали Пола Негри, Эмиль Яннингс и Гарри Лидтке. Следующая работа Эмиля – «Роуз Бернд» - немецкий немой драматический фильм 1919 года, снятый Альфредом Халмом. В картине также снялась Хенни Портен. За основу сюжета взята пьеса Герхарта Гауптмана.
В 1919 году Яннингс сыграл с Полой Негри в фильме «Мадам Дюбарри». Режиссер картины - Эрнст Любич, сценарий по мемуарам Александра Дюма написали Норберт Фальк и Ханнс Крэли. Затем Эмиль работает в немом фильме Георг Якоби «Вендетта». Сценарий режиссеру помог написать Лео Ласко. С Эмилем играет Пола Негри и Гарри Лидтке. В этом же году Яннингс снялся в ленте Альфреда Халма «Дочь Мехемеда». Его партнершей стала Эллен Рихтер. Последняя работа Эмиля в 1919 году – фильм «Человек действия». Режиссер – Виктор Янсон, сценарист – Роберт Виен, партнеры по съемкам – Ханна Ральф и Герман Бетчер.
В 1920 году Яннингс снялся в 6 фильмах. Первый – «Коломбина» Мартина Хартвига, по сценарию Эмиля Рамо и Яапа Шпейера. С Яннингсом играли Маргарет Ланнер и Алекс Отто. Второй – «Анна Болейн» Эрнста Любича, по сценарию Норберта Фалька и Ханнса Крэли. В главных ролях - Хенни Портен, Эмиль Яннингс и Пол Хартманн. Третий – «Череп дочери фараона» Оца Толлена по сценарию Оца Толлена. С Эмилем сыграли Эрна Морена и Курт Весперманн. Четвертый – «Алгол» Ханса Веркмейстера по сценарию Ханса Бреннерта и Фриделя Кене. Яннингс играл с Джоном Готтов, Кэт Хаак и Ханной Ральф. Пятый – «Большой свет» Ханны Хеннинг, которая сама создала сценарий. В ролях – Герман Бетчер и Вильгельм Дигельманн. Шестой – комедия Эрнста Любича «Дочки Колхизеля» по сценарию Ханса Краси. В актерский состав вошли Якоб Тидтке в роли Матиаса Колхизеля, Хенни Портен в роли Лизель, Эмиль Дженнингс в роли Питера Ксавера, Густав фон Вангенхайм в роли Пола Сеппла и Вилли Прагер в роли торговца.
Одним из знаковых фильмов из голливудского периода Эмиля стала картина Льюиса Майлстоуна «Предательство» 1929 года компании Paramount Pictures. Он повествует о любви крестьянки и художника.
В 1942 году Эмиль продюссировал и исполнил главную роль в нацистском пропагандистском фильме «Увольнение». Режиссер Вольфганг Либенинер снял картину об увольнении Отто фон Бисмарка, и она получила почетное звание «Фильм нации», присужденное службой цензуры министерства пропаганды Рейха.