ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ
Микаэл Леонович родом из Грузии. Он появился на свет в Тифлисе (позже - Тбилиси ) 15 августа 1931 года. Его мама Сатеник Григорьевна была настоящей восточной женщиной – нежной и доброй, но справедливой и бескомпромиссной. Она всю себя отдавала единственному сыну, поэтому они были очень близки. Позднее композитор признавался, что мама учила его только хорошим вещам, и ее уроки он не забывал всю свою жизнь. Отец Микаэла Таривердиева – Леон Навасардович был армянином, красным командиром. Позже стал успешным финансистом, директором Государственного банка. Но, как и многие, в те времена высокие чины, попал под репрессии, оставив семью без средств к существованию.
Юный Микаэл состоял из противоречий, легко и успешно учился в школе, занимался музыкой, но при этом любил похулиганить и даже состоял в местной банде. После ареста отца, о подобных шалостях пришлось забыть. Музыкальный талант помогал зарабатывать на хлеб насущный. Он давал частные уроки игры на фортепиано.
ВВЕРХ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Микаэл Таривердиев учился музыке всю жизнь, постоянно менял направления и жанры. Десять лет он провел в музыкальной школе при консерватории города Тбилиси по классу фортепиано. Затем было музыкальное училище у великого мастера – Шалвы Мшелидзе. По настойчивому совету матери поступил в консерваторию в Ереване. После отправился покорять столицу, продолжил образование в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, попал в класс композиции Арама Хачатуряна.
Его романсы для большинства зрителей впервые прозвучали в исполнении Зары Долухановой в Большом зале Московской консерватории. Мелодии Таривердиева отличались от других, он создает новый жанр, не похожий ни на академическую музыку, ни на массовую эстрадную. Эту волну подхватывают, и другие молодые авторы того времени. Его сочинения захватывают с первых аккордов. Они такие разные, но рука автора видна в каждом из них.
Знаменитый композитор много экспериментировал, он писал в разных жанрах:
· Оперы («Кто ты», «Граф Калиостро», «Ожидание»).
· Балеты. («Девушка и смерть»).
· Концерты и симфонии для органа, фортепиано («Чернобыль»).
· Вокальное сопровождение для поэзии Андрея Вознесенского, Бэлы Ахмадулиной, Марины Цветаевой и других.
· Музыка к фильмам («Юность наших отцов, «Король-олень», «Человек идет за солнцем»
Популярность Таривердиева после «Семнадцати мгновений весны» была колоссальной, но стоила она ему очень дорого. Тяжело было находить общий язык с режиссером Татьяной Лиозновой, зато получился хороший творческий союз с Иосифом Кобзоном. Композитор и певец понимали друг друга с полу слова. Затем было гнусное обвинение в плагиате. В союз композиторов пришла фальшивая телеграмма, в которой говорилось, что он якобы украл мелодии для фильма у французского композитора Франсиса Лея. Многие друзья сразу отвернулись от Таривердиева, и он попал в опалу. Позже он найдет француза, который заявит, что не говорил таких слов и не писал этой музыки.
Его работу замечали и ценили как в нашей стране, так и за рубежом. Он становится многочисленным лауреатом популярных премий: Американской академии музыки, Японской звукозаписывающей фирмы, Российского фестиваля «Кинотавр», в общей сложности насчитывается 18 наград.
Он был главой гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России, Международной программы «Новые имена».
Последний этап его творчества был посвящен инструментальной музыке. Микаэл Леонович сочиняет концерты для органа и скрипки, хоральные прелюдии.
МГНОВЕНИЯ ЛЮБВИ
Таривердиев – кавказец по национальности, страстный по духу очень любил женщин. Его личная жизнь была богата на бурные романы, которые нашли свое отражение в искусстве. В первый раз он решил жениться в 18 лет на племяннице своего учителя Арама Хачатуряна, но помолвка была расторгнута. Композитор посчитал девушку легкомысленной и неготовой к семейной жизни.
Его первой женой была Елена Васильевна Андреева, которая и подарила ему единственного сына Карена. Карен Таривердиев - военный, герой Афганистана, награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, после отставки работал журналистом.
Елена Андреева была выпускницей Гнесинки, солисткой, на шесть лет старше композитора. Их встреча произошла в лифте, там он попросил ее исполнить романсы собственного сочинения. Она согласилась, а позже влюбилась в долговязового обаятельного парня с огромными глазами. А затем пришла слава, которая захлестнула композитора и разрушила семью.
В 60-е годы композитор увлекся кинодивой Людмилой Максаковой. Он был зачарован актрисой, и взял на себя ее вину, из-за чего суд приговорил его к двум годам лишения свободы. Вместе они мчались на автомобиле по Ленинградскому проспекту. Было темно. На дорогу неожиданно выпрыгнул пьяный человек, актриса, которая была за рулем не успела среагировать и сбила его. Таривердиев сказал, что за рулем был он. Следствие длилось долго, почти два года, то есть весь назначенный судом срок. Красавица-актриса почти не уделяла внимания своему спасителю, и их роман был окончен. Кстати, Людмила Максакова никогда не признавалась в своей вине. Этот эпизод Эльдар Рязанов воплотил в своей картине «Вокзал для двоих». Таривердиев был недоволен этим, и даже обиделся на режиссера.
Второй женой композитора стала художник- постановщик Элеонора Маклакова.
А последней любовью композитора была скандально-известный музыкальный обозреватель Вера Гориславовна. Они познакомились в 1983 году, и она стала его новой музой. Супруги не расставались 13 лет. И до сих пор ее профессиональная деятельность посвящена Таривердиеву. Она является президентом Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, арт-директором Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, автором книги о супруге «Биография музыки».
Бурная насыщенная жизнь оставила след на сердце композитора. Он перенес тяжелую операцию, через шесть лет после этого новый сердечный приступ оборвал жизнь маэстро во время отдыха в Сочи. Ему было 64 года. Похоронен он был в столице, на Армянском кладбище.
В 1997 году, через год после его смерти были опубликованы мемуары «Я просто живу».