Анатолий Михайлович Мукасей: факты из биографии
Будущий мастер кинооператорского искусства появился на свет в Ленинграде 26 июля 1938 года. Родители Анатолия были людьми необычными: они служили разведчиками-нелегалами. И дома появлялись лишь на время. В интервью Мукасей рассказывал, что он и его сестра Элла в общей сложности не видели родителей около двадцати лет. Те возвращались в страну лишь на несколько дней, после чего вновь выезжали за границу. О себе они напоминали детям только письмами и посылочками, которые передавали через знакомых.
Дети с юных лет прекрасно понимали, что рассказывать о подлинной жизни семьи посторонним не нужно. Поэтому они свято хранили фамильные секреты. Воспитывала детей няня. Время от времени к ним наведывались серьезные люди – «шефы», которые также присматривали за детьми разведчиков.
Официально отец Мукасея занимал должность консула в американском Лос-Анджелесе. Он был знаком с Теодором Драйзером, знал Чарли Чаплина. Встречи с этими людьми Михаил Мукасей сам снимал на цветную пленку, а после показывал детям. Возможно, что именно по этой причине Анатолий увлекся кинематографом.
Мукасей однажды сделал для себя открытие, которое определило его дальнейшую судьбу. Он осознал, что заснятые на пленку истории способны остановить бег времени, сохранить настоящее на десятки и даже на сотни лет. Постепенно у Анатолия созрело желание стать оператором. Он становится студентом ВГИКа и в 1961 году заканчивает операторский факультет.
Карьера и творческий путь Анатолия Мукасея
Около года Мукасей отработал на студии кинохроники в Ленинграде. Затем он пришел на «Мосфильм». Именно здесь режиссер создал настоящую жемчужную россыпь фильмов, большинство из которых вошло в «золотой фонд» отечественной кинематографии.
Мукасей считает свою профессию одной из самых важных в индустрии кино. Не секрет, что зритель видит не ту картинку, которую в своей голове создает режиссер, а смотрит на сюжет глазами оператора, управляющего камерой.
Анатолий Михайлович убежден, что труд оператора сродни творчеству художника. Кинокартина – то же художественное полотно, только находящееся в движении. Он выработал в себе привычку перед съемками просматривать работы мастеров живописи.
В середине 60-х годов Мукасея пригласил для работы над фильмом Эльдар Рязанов. Вместе мастера кино сняли удивительную по силе кинокартину «Дайте жалобную книгу». Потом была значимая работа над фильмом «Берегись автомобиля». Оба фильма собрали целую плеяду замечательных актеров.
Анатолий Мукасей успел поработать на съемках и с Роланом Быковым. Результатом такого сотрудничества стал фильм «Внимание, черепаха!». Через несколько лет Быков и Мукасей сняли фильм по повести Николая Гоголя «Нос».
В творческом союзе с Александром Кореневым Мукасей снимал «Большую перемену». После этого зрители с восторгом приняли фильм «По семейным обстоятельствам». В 1990 году свет увидел фильм «Ловушка для одинокого мужчины».
Максимальное удовольствие Анатолий Мукасей получает при работе над комедийными лентами. Многие сцены и реплики в таких фильмах рождаются прямо на съемочной площадке. Эпизод из «Большой перемены», где герой Евгения Леонова учит во сне заданный в школе урок, был придуман Анатолием Михайловичем.
Немало кинематографических хитов Мукасей снял в содружестве со своей супругой Светланой Дружининой. Впервые они начали работать вместе на съемках фильма «Сватовство гусара». А познакомились еще в студенческие годы. Супруги сняли фильмы «Принцесса цирка» и «Виват, гардемарины!». У супружеской четы двое детей и трое внуков.