Краткая биография

Родословная Ермоловой состояла из творческих людей, и талант передался девочке по наследству.

Её дед, находясь в безысходном статусе крепостного, являлся скрипачом. Но, получив свободу, без раздумий направился в театр, где и работал до конца дней. Отец пробовал свои силы на сцене, потом писал водевили. Однако остановился на самой спокойной, но не менее интересной профессии – суфлёра.

Появилась на свет Мария в июле 1853 года. Всё детство провела в театре, где с интересом неотрывно наблюдала за репетициями, подготовками и выступлениями. Возможно, это и помогло пробудить её артистический дар.

Уже в 9-летнем возрасте Ермолова начала обучение в театральном училище. Родители направили её в балетный класс, но ни удовольствия, ни результатов девочка не получала.

Отец как мог поддерживал дочь, а потом даже обратился к одному из педагогов за дополнительными уроками. Вот только имеющий авторитет Иван Самарин вынес вердикт – у ребёнка нет таланта. По мнению знатока, если Мария не прекратит заниматься этим делом, то всю жизнь проведёт в массовке.

Девочку это не расстроило, ведь она неотрывно следила за игрой лучших актёров и набиралась опыта.

Первую небольшую роль девушка получила в 1866 году. Для водевиля «Жених нарасхват» необходима была милая, юная и в то же время

кокетливая героиня. Мария как никто лучше подошла для этого, но похвалы и уважения все равно не получила.

Позже Мария Николаевна получила возможность заменить заболевшую главную актрису в спектакле «Эмилия Галотти». И вот настал час славы. Девушке, которой едва выполнилось 17 лет, хлопали так, что приходилось выходить на бис 12 раз.


После завершения училища Ермолова с лёгкостью попала в коллектив Малого театра и получила комплект ролей комедийно-романтических героинь. Но в каждую из них она добавляла свою нотку трагичности, иронии и загадочности.

Чем взрослее становилась Мария Николаевна, тем чаще получала более серьёзные и глубокие роли.

Один из самых ярких моментов жизни актрисы – собственный бенефис, на котором пьеса «Овечий источник» открыла новое направление театрального творчества – «эпоху романтики».

Увлекалась Ермолова и чтением стихов. Находя небольшие перерывы между репетициями, она блистала на эстраде, озвучивая слова Пушкина, Никитина, Некрасова.

Личная жизнь Марии Ермоловой

Новые знакомства, выступления, свели её с Николаем Шубинским. Будущий юрист только выбивал себе место в этом мире и очень понравился актрисе. Возникла взаимная любовь.

В череде пьес нашлось небольшое место для свадьбы двух влюблённых. Но во время революции муж и вся семья вынуждены были уехать. Шубинскому не суждено было вернуться на родину и в 1921 году Мария стала вдовой.

Практически спустя 2 года, ощущая себя больной и угнетённой, она ушла со сцены.

Как это часто бывает, поклонники переключились на других талантливых исполнителей, оставив актрису в одиночестве. Мало кого волновало, как она живёт, находясь далеко за пиком славы. Поддерживал её только ученый-терапевт Константин Павлинов, который очень нравился Ермоловой ещё при жизни мужа.

Не стало великой актрисы 12 марта 1928 года. Могила её находится на Новодевичьем кладбище, возле усопших Чехова и Станиславского.

Ребенок, семья, работа – все это ей заменял театр.