В школьных учебниках советского времени П.А.Столыпину и его реформам был выделен один параграф. Сухие формулировки фактов, строго отфильтрованных цензурой и поданных с точки зрения коммунистической идеологии, вызывали скорее негативную реакцию. Невозможно было оценить масштаб гениальности и прозорливости этого великого реформатора.
В смутные революционные годы Столыпин Петр Аркадьевич принял предложение последнего монарха России, и в апреле 1906 года стал министром внутренних дел. А после роспуска первой Государственной думы сразу же был назначен председателем Совета министров Российской империи.
Столыпин «принял» страну в ужасающем положении. Только что закончилась позорная для России война с Японией, кругом были развал и хаос: выжигались и разрушались имения дворян и помещиков; преступность грандиозных размеров привела к ежегодным убийствам почти двадцати тысяч невинных граждан; длительность исполнения должности городовых (как и их жизнь) составляла в среднем 35 дней; набирало опасную силу революционное движение; прошло кровопролитное восстание в Москве и стачки во многих городах страны; в бюджете было пусто.
Пытаясь навести порядок, царь выпускает указ о военно-полевых судах, по которому в течение суток можно было провести и следствие, и исполнение приговора. Спокойствия в стране тогда добились с помощью так называемых «галстуков» - преступников попросту вешали. Не раз Петру Аркадьевичу ставили в вину именно эти «галстуки», но редко кто вспоминал, что именно он добился поправки к указу о ратификации его каждые полгода. И если бы не было казнено немногим более тысячи преступников, не появилась бы возможность начать реформы. А они были поистине грандиозны.
Главной в деятельности председателя Совета министров была реформа местного самоуправления. Впервые граждане любого сословия, даже не обладающие материальным достатком, но имеющие профессию, способности к управлению, умеющие убедить людей, смогли попасть во власть.
Реформа образования особенно актуальна была для темного крестьянства. Повсеместно начали строиться школы, и открываться библиотеки.
Для развития сельского хозяйства начата была реформа экономических свобод, когда крестьянину, а это была самая массовая часть населения России – более 2/3 – стал доступен выход из общины. Суть ее состояла в развитии капитализма в деревне и создании нового класса – крепкого хозяина (кулака). Не всем была понятна и выгодна гибель крестьянской общины, поэтому на местах было много перегибов и противодействия.
Крестьянам из малоземельных районов предложено было переселиться на необъятные просторы Сибири и развивать сельское хозяйство в Тюменской, Томской, Новосибирской областях, на Алтае. Предусмотрены в этом случае колоссальные льготы. Кроме ссуды и помощи на местах, выделялся отдельный вагон для перемещения семьи со всем ее имуществом, необходимым инструментом, скотом. (Знаменитые «Столыпинские» вагоны предназначались именно для этого, а не для перевозки преступников). В этих же вагонах переселенцы могли проживать, до обзаведения собственным жильем и постройками.
Не упущен был и вопрос взаимодействия с мелкими национальностями. Мусульмане воспользовались правом на самоопределение и начали строить мечети. Столыпин предложил государю отменить «черту оседлости» для еврейского населения.
Если бы у Столыпина были в распоряжении те 20 лет, о которых он не раз говорил, он смог бы вывести Россию на недосягаемо высокий уровень развития. Даже при его коротком служении, реформы оказались очень эффективными. Судите сами: 1,5 млн трудолюбивых и крепких российских крестьян стали хозяевами на своей земле; к 1914 году 93% сельскохозяйственной продукции производилось именно ими; Российская империя продавала на экспорт зерна больше, чем США, Аргентина и Канада вместе взятые; доля сельскохозяйственной продукции страны во всем мировом обороте составляла 1/4 часть; вследствие насыщения продуктами питания городов, начала быстро развиваться промышленность, скачок роста был более чем на 50%.
Вот цитата из писем В.И.Ленина: «Если реформа продолжится дальше, нам можно забыть про революцию в России».
Петр Аркадьевич Столыпин неугоден был многим: левым силам тем, что навел порядок в стране и практически предотвратил революцию; правым – тем, что перемены в экономике пошатнули права крупных землевладельцев, верхушка власти недовольна была получением прав неимущими.
Именно потому прозвучали выстрелы в Киеве в сентябре 1911 года.