Вам понадобится
- Тесты на выявление лидерских качеств учеников, яркие картинки-подарки – по 3 на человека, дополнительные картинки у исследователя (не менее 5-ти), матрица-схема со списком всего класса для фиксирования результатов выбора.
Инструкция
1
Уже в младших классах учитель может провести социометрическое исследование на основе организации игры с детьми. За день до этого мероприятия учитель предлагает принести каждому ученику по 3 картинки. В день проведения игры он сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети выходят из класса, и учитель занимает их какой-либо деятельностью: играет в подвижные игры, читает и т.д. Дети по очереди заходят в класс и под наблюдением исследователя кладут картинки в дневник трем своим друзьям. Исследователь фиксирует выбор у себя в матрице-схеме. После окончания игры исследователь подсчитывает количество выборов (подарков) у каждого члена коллектива. Если кто-либо из детей не получил картинку в подарок, исследователь кладет ему одну картинку, чтобы не было обидно. Истинная картина иерархии социальных статусов отражена у него в схеме. Дети, получившие максимальное число подарков (5-6) и являются лидерами. Но лидерство у малышей пока носит только эмоциональный характер: нравится – не нравится.
2
Для подростков в качестве определения лидеров предлагается уже заполнить небольшую анкету, состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект, реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
3
В старших классах часто уже не требуется проведение таких социометрических исследований, а необходимо выявить особенности конкретного лидера (или лидеров) для направления их энергии в социально-полезную деятельность. Для этого ученику необходимо ответить на ряд вопросов об их активности при проведении школьных мероприятий, умении разрешать конфликты, доказывать свою точку зрения; об оценке своих организаторских способностей и степени удовольствия от управления коллективом.