Даже в экранизации творений классиков Иосифу Хейфицу удавалось в их героях находить черты современников, рассказывая о дне текущем. Он талантливо перекладывал прозу на киноязык, а его режиссерские находки всегда оказывались удачными.

Детство и юность

В 1905 году в Минске, в семье служащего Ефима Хейфица на свет появился мальчик. Неординарными творческими способностями Иосиф поражал с детства. Позднее он заинтересовался кинематографом.

В 1924 юноша переехал в Ленинград для учебы в техникуме экранного искусства. Там Иосиф познакомился с Александром Зархи, своим будущим соавтором и другом.

Студенту удачно удавалось совмещать учебу с написанием рецензий для киножурнала «Неделя». После завершения учебы Хейфиц продолжает совершенствовать знания и умения В Институте истории искусств на факультете кино, тогда же начав работу на фабрике «Совкино».

Совместно с Зархи будущий мастер пишет сценарии для фильмов «Транспорт огня» и «Луна слева». Друзья организовали постановочную комсомольскую бригаду и начали съемку картин о молодежи СССР «Ветер в лицо» и «Полдень». Дуэт Хейфиц-Зархи снял ленту «Моя родина» по заказу высших армейских чинов о событиях на китайской границе.


Творческий путь

Шедевр, созданный вчерашними студентами, вызвал восхищение у опытных мастеров. Однако картина не понравилась властям и оказалась забытой. Она осталась лишь в биографии.

Причина опалы в ставке создателей фильма на индивидуальность исполнителей. Хотя старый типажный канон оказался неактуален, новый цензура еще не установила. Потому современные критики «Мою родину» называют каталогом невостребованных индивидуальностей.

Задействованные в создании ленты исполнители были и остались в своем большинстве малоизвестными. Им не удалось впоследствии построить кинокарьеру.

В ленте «Горячие денечки» мастера уже снимали лишь знаменитостей. Однако картина получилась слишком наигранной и статичной. Зато во время съемок Иосиф познакомился с очаровательной Яниной Жеймо.

В центре большинства работ режиссера лежит личность человека. Ярким подтверждением служит картина, ставшая классикой, «Депутат Балтики».


По сюжету образ Полежаева наглядно иллюстрирует возможность гармоничного взаимодействия пролетариата с интеллигенцией. Цель этого проекта и лент «Его зовут Сухэ-Батор», «Член правительства» одна: показ личностного пути к революции героев, различающихся социальным положением и уровнем развития интеллекта.

Шедевры постановщика

Пополнили фильмотеку мастера «Разгром Японии», «Во имя жизни» и «Драгоценные зерна». Затем творческая жизнь взяла паузу. Во время всплеска борьбы с космополитизмом снимать Хейфиц прекратил.

Экранизация «Семьи Журбиных» в 1954 получила название «Большая семья». Лента выполнена в жанре соцреализма и повествует о рабочей династии. Взаимоотношения героев с их профессиональной деятельностью напрямую не связаны.

Тенденция продолжилась и в «Деле Румянцева» и «Дорогой мой человек». Одно из главных мест в творчестве занимает перенос на экран классики.

Самыми значимыми стали «Дама с собачкой» по Чехову, «Ася» по Тургеневу, а также «В городе С» и «Плохой хороший человек». Тем временем режиссер принимал участие в создании картин «Единственная», «Салют, Мария!» и «Впервые замужем».


К великому огорчению мастера он не получил разрешения на экранизацию замысла Ю.Толубеева, съемки картины «Тевье-молочник» при том, что написанный Л. Траубертом сценарий уж был готов.

С шестидесятых по восьмидесятые годы концепция киногероя автора усложняется. Постановщик выделяет непредсказуемость индивидуальности, двойственность человеческой позиции, расхождение с традиционными представлениями о нормах поведения.

В итоге мастер получил звание актерского режиссера. В своем последнем фильме «Бродячий автобус» постановщик зрителю в оригинальной форме преподносится человек и его бытийная среда. При этом в сюжете нет переизбытка в острых ситуациях.

Дела семейные

Иосиф Ефимович был женат дважды. Его первой супругой стала Янина Жеймо, подарившая ему сына Юлия, впоследствии известного польского оператора.

Вторая избранница мастера, Ирина Владимировна Светозарова, поразила его редкой красотой. У супругов два ребенка, сыновья Владимир и Дмитрий. Первый стал кинохудожником, второй – режиссер.


В браке Хейфиц счастлив. В их доме царила любовь. Жила семья достаточно скромно. При этом настоящими сокровищами считались книги, стоявшие на выпиленной мастером полке.

Самоделки Хейфиц любил. Нередко в доме появлялись выполненные им вещицы. Кинодеятель скончался в возрасте девяноста лет.

Его похоронили на Мемориальном кладбище под Санкт-Петербургом около поселка Комарово. Переоценить творчество знаменитого постановщика невозможно.

Его работы удостоены международных премий. Авторитет отличался недостижимой высотой в отечественной киноиндустрии.

Честью работать с ним даже на эпизодических ролях считали самые именитые актеры.


В личной и своей профессиональной деятельности режиссер напоминал чеховского горя своей деликатностью и сдержанность. Он избегал пафосности. С нежной печалью мастер относился к не оправдавшим его ожидания людям, не прекращая верить в их преображение.