Биография и образование
Карьера пианистки развивалась в Бонне. В начале занятий Элли Ней музыкой ее педагогом был Леонхард Вольф, знаменитый немецкий скрипач и композитор, музыковед и талантливый учитель. Элли пошла по стопам своего первого музыкального руководителя, окончив Кельнскую консерваторию. Здесь ей повезло учиться у знаменитого профессора еврейского происхождения Изидора Зайсса, а также у прославленного композитора и дирижера Франца Вюльнера, в честь которого названа одна из мюнхенских улиц. Свой вклад в становление Элли гениальной пианисткой в стенах Кельнской консерватории внес польский композитор, учивший тысячи музыкантов, Теодор Лешетицкий. Он прививал своим ученикам внимание к качеству звука, певучести мелодии и экспрессивности исполнения.
Среди преподавателей Элли Ней есть и Эмиль фон Зауэр. Этот немецко-австрийский композитор, пианист и преподаватель виртуозно владел техникой исполнения, талантливо наставлял немало гениальных пианистов и не менее успешно гастролировал, создавал собственные музыкальные произведения и записывал концерты знаменитых композиторов. Еще студенткой Ней отметили критики и публика. Ей была присуждена музыкальная премия имени Мендельсона. Кроме того, Элли Ней – обладательница награды фирмы «Ибах», производителя фортепиано, роялей и органов.
Карьера и личная жизнь
По окончании консерватории Элли Ней преподавала в Кельне и в 1907 году познакомилась со своим будущим супругом, скрипачом Виллемом фон Хоогстратеном. Виллем был младше Элли на 2 года и учился в Кельне у нидерландского скрипача Брама Элдеринга, а затем в Праге у профессора Отакара Иосифовича Шевчика. Элли и Виллем начали выступать скрипично-фортепианным дуэтом не только в Германии, но и в других европейских странах. Их творческий союз в 1911 году перешел в брачный. К сожалению, он длился только 16 лет, и в 1927 году пара распалась. Муж Элли с 1914 года начал дирижировать, и когда семья Ней-Хоогстратен переехала в 20е годы в США, он выступал там в филармоническом оркестре Нью-Йорка в качестве второго дирижера. В 1925 году Виллем перешел в Орегонский симфонический оркестр, где был главным дирижером.
Элли же выступала в США преимущественно с произведениями Бетховена и Брамса. В 1930 году она приняла решение покинуть штаты и вернуться в родную Европу. Во время проживания в США пианистка получила мировую славу и признание. В 1931 году Элли Ней стала главным инициатором создания фестиваля «Народные бетховенские дни» на ежегодной основе. Это мероприятие получило большой отклик и продлилось до 1944 года, а позднее переросло в современный Бетховенский фестиваль. Но перед этим детище Ней претерпело множество изменений. Например, с 1944 по 1947 года фестиваль проводили дважды в год, а с 1974 года, напротив, всего лишь раз в 3 года. В 1993 году администрация Бонна совсем отказалась от данного музыкального мероприятия. Но с 1999 года фестиваль вновь обрел постоянную основу, благодаря общественной организации «Горожане за Бетховена», новой городской администрации, социал-демократам и «зеленым». Сегодня это ежегодный фестиваль академической музыки, проходящий 4 недели с конца августа по начало октября. В качестве организаторов и спонсоров фестиваля выступают администрация Бонна, радио «Немецкая волна», городской Бетховенский оркестр, Боннская опера и Дом-музей Бетховена.
Творчество
Поддерживая фашистский режим в Германии, Элли Ней в 1937 году вступила в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. В тот период она была единственной законной партией в стране. Ней вела преподавательскую деятельность в музыкальных учебных заведениях. Она входила в состав учителей в краковской консерватории, которую создали немцы в оккупированной Польше. Элли была антисемиткой и в своем письме Йозефу Геббельсу, одному из ближайших сподвижников Адольфа Гитлера, она задавала вопрос, очищена ли Голландия от евреев. Только в этом случае она соглашалась на гастроли по Нидерландам.
Как только закончилась Вторая мировая война и фашистская партия была распущена Контрольным советом, который создали союзники по антигитлеровской коалиции, Элли Ней было запрещено выступать. Однако в 1952 году, в реабилитационный период, ей была разрешено возобновить концертную деятельность, и она активно выступала до конца своей жизни. Ней успела сделать множество музыкальных записей, свидетельствующих о ее виртуозной игре, в которой история гармонирует с современностью. Среди записанных выступлений этой пианистки можно встретить произведения следующих композиторов:
- Франц Петер Шуберт;
- Феликс Мендельсон;
- Фредерик Шопен;
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Иоганнес Брамс;
- Иоганн Себастьян Бах.
Кроме того, фонотека Ней включает множество произведений Людвига Ван Бетховена, например:
- Сонаты №№ 4, 14, 17, 21;
- Сонаты №№ 8, 12, 18;
- Сонаты №№ 30, 31, 32;
- Фортепианные концерты №№ 3, 4, 5.
Некоторые концерты были записаны совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром, дирижером которого был муж пианистки - Виллем фон Хоогстратен. Элли Ней завершила карьеру в 85 лет, за несколько недель до смерти. Известную пианистку отличает экспрессивная манера, незаурядность и естественность игры. Ней выступала в гармонии с атмосферой 19-го века. Она лучше остальных исполнителей чувствовала произведения своего любимого композитора Бетховена. Современники Элли отмечают ее неиссякаемую энергию.