Биография: детство и учеба
Анатолий Александрович родился в далеком 1946 году, а точнее - 6 ноября. Родной город актера – Нижний Тагил, расположенный на склоне Уральских гор, недалеко от условного раздела между Европой и Азией. По советским меркам его семья считалась влиятельной и обеспеченной, поскольку отец занимал высокий пост в городском руководстве. Мама Анатолия Васильева не работала, полностью посвятила себя дому и семье. Однако это не мешало ей увлекаться музыкой, театром, кино. И вполне естественно, что сын не остался в стороне от увлечений матери.
Нижний Тагил Васильевы покинули, когда будущему актеру исполнилось девять лет. Переезд в Брянск был необходим для карьеры главы семейства. Обустройство на новом месте прошло гладко. Юный Анатолий посещал драматический кружок, любил играть на гитаре. Он легко заводил друзей, поскольку отличался открытым и общительным нравом. Уже тогда его начали посещать мысли об актерской карьере.
Однако отец Васильева хотел для сына более приземленной профессии, поэтому после школы отправил его учиться в машиностроительный техникум. Промучившись два года, Анатолий Александрович сбежал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Мама поддержала это решение и убедила отца принять его выбор.
Васильев поступил на курс к известному актеру и педагогу Василию Маркову. Дипломированным актером он стал в 1969 году.
Творчество: роли в кино и театре
За долгую театральную карьеру Анатолий Васильев успел поработать в трех театрах:
- Московский академический театр сатиры (1969-1973);
- Центральный академический театр Советской армии (1973-1995);
- Государственный академический театр имени Моссовета (с 1995).
Театр сатиры, куда был принят после окончания Школы-студии МХАТ, Васильев покинул из-за отсутствия ролей. За четыре года он принял участие лишь в двух постановках, сыграв второстепенных персонажей. В театре Советской армии актер оказался более востребован. На его сцену он выходил в ролях Бориса Годунова («Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого), Макбета («Макбет» Шекспира), Рогожина («Идиот» Ф. Достоевского).
В театре Моссовета раскрылся комедийный талант актера. Он принимал участие в постановках «Утешитель вдов», «Школа неплательщиков», «Мамаша Кураж и ее дети», «Скандал! Скандал? Скандал…», «Свадьба Кречинского».
Анатолий Васильев дебютировал в кино в 1977 году. Он исполнил роль Дымова в картине «Степь», снятой Сергеем Бондарчуком по одноименной повести Чехова. Этот фильм не имел большого успеха, однако послужил хорошим стартом для карьеры Васильева на большом экране. Почти сразу же он снялся еще в двух картинах – «Иванцов, Петров, Сидоров» и «Близкая даль».
По-настоящему народную любовь принесла актеру роль Валентина Ненарокова в киноленте «Экипаж» Александра Митты. В 1980 году советский зритель был покорен разворачивающейся на экране драмой с элементами фильма-катастрофы. Анатолию Васильеву доверили одну из главных ролей. По сценарию второй пилот Ненароков тяжело переживает развод с женой и разлуку с сыном, что негативно отражается и на его работе. У актера получилось убедительно передать личную драму своего героя.
Успех «Экипажа» обеспечил Васильева ролями на долгие годы вперед. Особенно часто его приглашали в фильмы военной тематики:
- «Крик гагары» (1979);
- «Корпус генерала Шубникова» (1980);
- «Если враг не сдается» (1982);
- «Ворота в небо» (1983).
За долгие годы в кинематографе актер играл чиновников, начальников, врачей, представителей закона, исторических личностей. В фильме Сергея Бондарчука «Борис Годунов» (1986) он исполнил роль Петра Басманова – сына фаворита Ивана Грозного. В сериале «Михайло Ломоносов» (1986) перевоплотился в отца знаменитого ученого – Василия Дорофеевича.
В кризисные 90-е годы Васильев стал чуть реже появляться на экране. С начала 2000-х он активно снимается в сериалах:
- «Любовь.ru» (2001);
- «Бальзаковский возраст или все мужики сво…» (2004-2007);
- «Слепой 2» (2005);
- «Охотники за иконами» (2005);
- «Татьянин день» (2007);
- «Отцы и дети» (2008);
- «Сваты» (2008-2010);
- «Медвежий угол» (2010);
- «Крик совы» (2013);
- «Полоса отчуждения» (2014).
Вторую волну народной любви подарила Васильеву роль Юрия Ковалева в украинском сериале «Сваты». Сюжет сериала строится вокруг взаимоотношений и противостояния двух семей, чьи дети женаты между собой. Остроты ситуации добавляет тот факт, что родители мужа – городские интеллигенты, а родители жены – простоватые сельские жители. Сериал получился ярким, жизненным, искрометным. Анатолий Васильев принял участие в съемках четырех сезонов, исполнил роль интеллигентного профессора Юрия Ковалева. Он покинул проект из-за творческих разногласий с создателями сериала и коллегами. По мнению актера, сценаристы свели интересный сюжет к плоским шуткам и издевательствам одного персонажа над другим. Такого видения своего героя он принять не смог. И в пятом сезоне «Сватов» дедушка Юра, которого играл Васильев, умер от сердечного приступа.
Личная жизнь
Свою первую жену актер встретил в студенческие годы. С Татьяной Ицыкович они были сокурсниками. Молодые люди поженились в 1969. Жена взяла фамилию супруга и до сих пор носит ее, несмотря на давний развод. Актриса Татьяна Васильева ничуть не уступает по популярности своему бывшему мужу. Но в пору студенчества, по ее признанию, она приложила немало усилий, чтобы привлечь внимание обаятельного сокурсника.
В первом браке у Анатолия Васильева родился сын Филипп (1978), который тоже стал актером, как и его знаменитые родители. В 1983 году Татьяна Васильева подала на развод, влюбившись в актера Георгия Мартиросяна. Долгие годы она не давала сыну общаться с родным отцом. Анатолий Александрович тяжело переживал эту ситуацию. Наладить отношения помогла Анастасия Бегунова – первая жена Филиппа. С тех пор отец с сыном вновь начали общаться. Филипп подарил родителям двух внуков и внучку.
Второй раз Анатолий Васильев женился в 1991 на журналистке Вере. В 1992 у супругов родилась дочь Варвара.
С первой женой и сыном Васильев играл в спектакле «Розыгрыш» (2009), что породило слухи о примирении между ними после долгих лет вражды. Однако, этот проект был лишь коммерческим сотрудничеством двух известных актеров, а в обычной жизни они по-прежнему не общаются.