Биография: детство и юность

Монсеррат Кабалье рождена 12 апреля 1933 года в Барселоне. Полностью ее имя и фамилия звучат так – Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк. Она названа в честь горы Монсеррат, которая считается сакральной и высится в Пиринеях, в полусотне километрах от каталонской столицы, недалеко от известного бенедиктинского монастыря. Казалось бы, имя предопределило судьбу девочки. Кабалье можно смело назвать «горой», «глыбой» оперного мира. 

Детство Монсеррат было мало примечательным. Она родилась в семье с весьма скромным достатком. Ее родители – простые рабочие – не имели отношения ни к опере, ни к искусству. Отец трудился на химическом заводе, а мать была поломойкой у обеспеченных людей. Талант к пению у Монсеррат начал проявляться рано. 

Семья постоянно испытывала нехватку денег, и юной Кабалье приходилось подрабатывать, чтобы оплачивать учебу в Филармоническом лицее и брать дополнительные занятия по итальянскому и французскому. Девочка бралась за всякую работу. Сначала она подрабатывала за прилавком, затем освоила шитье и стала трудиться на ткацкой фабрике. При этом Монсеррат успевала хорошо учиться в лицее и быть одной из лучших учениц. Его она окончила с отличием.  

Поскольку у семьи не было лишних денег, сначала Кабалье обучала сольфеджио ее мать. Она делала это как могла, но педагог по музыке настаивал, чтобы Кабалье занималась пением с профессиональными учителями. Вскоре, благодаря стараниям одного богатого семейства, девочка продолжила учебу в консерватории при местном театре «Лисео». Тогда ей едва исполнилось 11 лет. 

Карьера

Монсеррат выпустилась из консерватории в 1954 году. Ее боевым крещением на оперных подмостках стало исполнение арии в творении Джакомо Пуччини «Богема». В 1956 году Кабалье уже блистала в Базельском театре. Вскоре она выступила и в опере «Норма» Винченцо Беллини на подмостках легендарного «Ла Скала» в Милане.  


Всемирную славу Монсеррат познала только в 1965 году, после выступления в стенах «Карнеги-холла». Она спела перед нью-йоркской публикой вместо внезапно захворавшей дивы Мэрилин Хорн, американской оперной примы. Кабалье исполнила арию Лукреции Борджиа в одноименной постановке Гаэтано Доницетти. Избалованная публика на протяжении получала одаривала певицу бурной овацией. Самые строгие критики пели ей дифирамбы, отмечая в первую очередь ее благородному сопрано, в котором не было ни фальшивого надрыва, ни бурной аффектации. «Она поет, как дышит» – это выражение относится к ней в полной мере.  

В том же году еще одна оперная звезда, Мария Каллас, ушла на заслуженный отдых. И Монсеррат стала «номером один», новым лучшим сопрано. Критики поспешили назвать ее преемницей Каллас. Сама Кабалье считала ее своим кумиром.  

За спродолжительную певческую карьеру Монсеррат блистала на подмостках самых известных оперных театров. Помимо миланской «Ла Скала», ее бельканто звучало в стенах «Ковент-Гардена», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», государственной оперы Вены.

Она одна из тех исполнительниц, которая была одинаково шикарна как в оперном, так и эстрадном жанре. Среди ее партнеров по творчеству – лучшие тенора своего времени Лучано Паваротти, Пласидо Доминго. Монсеррат поспособствовала тому, чтобы Хосе Каррерас стал «тем самым Каррерасом», спев с ним дуэтом.

Кажется, что она настолько боготворила музыку, что и оперы ей было мало. В 1988 году прима решилась записать альбом с солистом рок-коллектива Queen Фредди Меркьюри. Он получил название «Барселона». Заглавная песня прозвучала на летней Олимпиаде, которую принимала в 1992 году Барселона. Гимн этих Игр быстро стал и мировым хитом. 

Кабалье была в дружеских отношениях и с оперными певцами из России. Так, она общалась с Еленой Образцовой и преподавала вокал ее дочери. Монсеррат спела дуэтом с Николаем Басковым во времена его оперной карьеры. Они исполнили легендарную «Аве Марию» и партию из «Призрака оперы». 


Своим наиболее удачным исполнением Кабалье считала арию Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса. Впервые она была исполнена в конце шестидесятых годов. Но и спустя полвека она по-прежнему производила ошеломляющее впечатление.

Монсеррат на протяжении всей жизни практиковала особую систему дыхания и выполняла ряд упражнений для укрепления диафрагмы. Это позволило ей блестяще петь и в 85 лет. Выступать не мешали даже лишние килограммы. Ее они никогда не смущали, в отличие от той же Марии Каллас, которая истязала себя голодовками, пока не потеряла голос. Вес Кабалье стремительно рос не из-за огрехов в рационе, а после аварии. В ней она получила травму черепа и у нее произошел сбой в работе рецепторов, отвечающие за жировой обмен. 

Монсеррат выходила на сцену до самой смерти. В последние месяцы жизни прима пела сидя в инвалидном кресле.

6 октября 2018 года Кабалье не стало. С ее уходом мир оперы осиротел. 

Личная жизнь

Кабалье была замужем за Бернабе Марти. Супруг примы был известным тенором. Их свадьба состоялась в 1964 году в церквушке на горе Монсеррат.


В браке родилось двое детей: сын Бернабе и дочь Монсеррат. Последняя пошла по родительским стопам, став оперной дивой. Они часто выступали вместе. Сын тоже выбрал творческую стезю, но узнаваемым так и не стал.