Ранние годы

Будущий разведчик появился на свет в Великобритании в 1903 году. Его родителей, российских немцев, незадолго до этого выслали из страны за революционную деятельность. Убежденные марксисты, они занимались активной пропагандой, знакомили рабочих с газетой «Искра» и были лично знакомы с Лениным. Родители дали сыну имя в честь Шекспира.

С ранних лет у Вильяма проснулся талант к естественным наукам, музыке и живописи. Не забывал мальчик и о детских шалостях. Часто с друзьями угонял лодки рыбаков, его не останавливала даже боязнь воды и неумение плавать. Подростком попал чертежником на судоверфь, а через год поступил в университет. Но доучиться ему не довелось. В России грянула октябрьская революция, и Фишеры приняли решение вернуться на родину.


Возвращение в Россию

В 1920 году все члены семьи получили советские паспорта. Их поселили в Кремле рядом с другими известными революционерами. Вскоре семью постигло горе, в реке утонул старший сын Фишеров Гарри. Вильям тяжело пережил потерю брата.

Первое время он занимался переводами Коминтерне, затем обучался в Московских художественных мастерских, оттуда его призвали в армию. За время службы в подмосковном радиотелеграфном полку Вильям стал отличным радистом, помогла давняя любовь к технике. Приобретенная специальность повлияла на его дальнейшую работу. Фишер устроился в НИИ ВВС радиотехником.

Первые шаги в разведке

Новым этапом его биографии стала работа в иностранном отделе ОГПУ. На службу Вильям попал не случайно. К тому времени в личной жизни молодого человека произошли изменения, он создал семью, и сестра жены, работавшая в этой организации переводчицей, порекомендовала его на должность. Карьеру он начал как переводчик, а затем устроился радистом.

В 1930-м вернулся в Британию. Правительство страны не препятствовало этому, тем более, что Фишеры сохранили за собой английское гражданство. Под своим именем Вильям работал радистом резидентуры в Англии и Норвегии. Важным заданием, с которым успешно справился молодой человек, было поручение вернуть в СССР советского физика Петра Капицу, этого очень желал Сталин. Разведчик прекрасно справился с задачей, особенно помогли ему знания по физике и умение убеждать. В нелегальной разведке он пробыл семь лет и приобрел бесценный опыт.

Вернуться на родину пришлось после истории с Александром Орловым, когда чекист, который выкрал деньги из кассы НКВД, эмигрировал в США. Под «чистку рядов», устроенную Берией, попал в канун 1939 года и Фишер. Вильяму пришлось работать в Торговой палате, стрелком ВОХР на авиазаводе.


В годы войны

Фишер неоднократно подавал рапорты с просьбой восстановления в должности. Он прекрасно знал свою работу и обладал огромным стремлением приносить пользу Родине. Оказаться в строю он смог лишь после начала войны. В 1941-м НКВД организовал подразделение, которое готовило сотрудников для работы в фашистском тылу. Вильям вел подготовку радистов, которые отправлялись на занятые гитлеровцами территории. В этот момент произошло роковое знакомство с Рудольфом Абелем, с именем которого была неразрывно связана его дальнейшая биография.

Работа в США

К работе в США нелегал приступил в 1948-м. Правительство Советского Союза очень интересовала обстановка на ядерных объектах конкурирующей стороны. С паспортом литовца Кайотиса он попал в Америку и остался жить в Нью-Йорке. Под именем художника Гольдфуса открыл фотостудию в Бруклине. Фишер встал во главе советской агентурной разведки, его связными стали супруги Коэн. Под позывным «Марк» он активно включился в работу и взял на себя важные организационные моменты. Работа сотрудника оказалась эффективной, он регулярно передавал важные сведения и документацию. Очень скоро руководство оценило вклад резидента в общее дело и наградило орденом Красного Знамени. Позднее к первой награде добавилось еще шесть орденов и множество медалей.


Тюремный срок и освобождение

В помощь «Марку» направили радиста «Вика». Но помощник оказался психологически не готовым к подобной работе, он выдал своего руководителя американским властям и сдался сам. В 1957 году Фишера арестовали. Он полностью отрицал свою причастность к разведке и отказался сотрудничать со спецслужбами Америки. Тогда при аресте он впервые назвался именем своего друга Рудольфа Абеля, тем самым предупредил советское руководство о провале.

Разведчик получил немалый тюремный срок - 32 года, но отбыл в одиночной камере всего часть наказания. За этот период боевой дух разведчика остался несломленным. В тюрьме Атланты он решал математические задачи и вспомнил о том, что когда-то получил художественное образование. В этот период он создал много картин, но наиболее известным является портрет Кеннеди, который художник подарил президенту лично.

В 1962 году правительства обеих стран договорились об обмене заключенными. Рудольфа Абеля обменяли на сбитого американского летчика Пауэрса и задержанного за шпионаж и студента-экономиста Прайора. Так благодаря усилиям советской разведки Абель вновь оказался на свободе. По возвращении в Союз он продолжил работу в разведке, готовил молодых специалистов. А все оставшееся время посвящал творчеству – рисовал картины. Абель скончался в 1971 году он от онкологического заболевания в Москве.


Память

Многие страницы судьбы знаменитого разведчика открылись совсем недавно. Его история натолкнула писателя Кожевникова на создание книги «Щит и меч», которая была экранизирована. Судьбе Фишера-Абеля посвящены документальные и художественные фильмы. В основу ленты «Мертвый сезон» легла его биография, а сам он выступил советником картины. Опыт работы Рудольфа Абеля составляет бесценный материал для начинающих разведчиков и остается примером настоящего служения своей стране.