Детство и ранние годы
Эдвард Монтгомери Клифт родился 17 октября 1920 года в Омахе, Небраска. «Монти», как его звали в семье, был сыном Уильяма Клифта, успешного брокера с Уолл-Стрит, и его жены Эстель, домохозяйки. Кроме него, в семье было еще двое детей: его сестра-близнец Роберта и брат Брукс.
Юные годы Клифта проходили благополучно. Когда его отец уезжал из города по рабочим делам, что было довольно часто, мать брала детей с собой в поездку по Европе или на Бермуды, где у них был второй дом.
В 1929 году произошел крупный обвал американского биржевого рынка, что отразилось на финансовом благополучии семьи. Клифты были вынуждены осесть в Сарасоте, Флорида, и вести более скромную жизнь.
В возрасте 13 лет Монтгомери обнаружил в себе тягу к театральной деятельности. Тогда же он вступил в местную театральную труппу. Его мать одобрила увлечение сына и посоветовала ему развивать творческие способности. Вскоре после того, как семья переехала в Массачусетс, он прошел пробы на Бродвее и получил роль в пьесе «Fly Away Home».
После того, как семья вновь сменила место жительства, на этот раз поселившись в Нью-Йорке, Монтгомери снова сыграл на Бродвее, на этот раз главную роль в пьесе «Dame Nature». Это подарило ему, тогда всего лишь 17-летнему начинающему актеру, титул звезды Бродвея. В течение следующего десятилетия он продолжал появляться в бродвейских постановках, таких, как «There Shall Be No Night», «The Skin of Our Teeth», «Our Town» и многих других.
Карьера в Голливуде
В течение нескольких лет Монтгомери Клифт отклонял предложения голливудских деятелей кино. Однако он сделал исключение для фильма «Красная река» («Red River», 1948), который стал также первым послевоенным проектом режиссера Говарда Хоука.
В этом же году аудитория увидела Клифта еще в одном фильме, «Поиск» («The Search»), который не только занес актера в список голливудских звезд, но также принес ему первую номинацию на «Оскар».
В течение следующего десятилетия Монтгомери Клифт продолжал сниматься в фильмах, которые неизменно высоко оценивались как критиками, так и аудиторией: «Место под солнцем» («A Place in the Sun», 1951) с Элизабет Тейлор, триллере Альфреда Хичкока «Я исповедуюсь» («Confess», 1953) и фильме «Отныне и во веки веков» («From Here to Eternity», 1953) с Бертом Ланкастером, Фрэнком Синатрой и Деборой Керр в качестве коллег.
Последние годы жизни
В мае 1957 года Монтгомери Клифт, возвращаясь с вечеринки, проходящей в калифорнийском доме Элизабет Тейлор, не справился с управлением и врезался в телеграфный столб. Это не только сказалось на его внешности, но также стало причиной психологических проблем. К тому времени он уже довольно сильно зависел от алкоголя и наркотиков, и это происшествие только усугубило проблему.
Несмотря на то, что из-за проблем со здоровьем и зависимости от наркотических веществ многие режиссеры предпочитали не работать с Клифтом, благодаря дружеским связям с актерами он продолжал получать работу. Особенно большую поддержку он получил от Элизабет Тейлор, с которой на самом деле его связывала дружба, а не приписываемые прессой романтические отношения. Тем не менее, он перестал получать главные и романтические роли, довольно часто воплощая на экранах отрицательные персонажи или «жертвы обстоятельств» - например, роль в фильме «Неприкаянные» («The Misfits», 1961) практически полностью отобразила его личные страхи и проблемы.
Однако даже при сложившихся обстоятельствах Клифт продолжал радовать критиков качеством своей работы. В 1961 году он вновь получил номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Нюрнбергский процесс» («Judgment At Nuremberg», 1961), хотя его персонаж появился на экране лишь на 7 минут, а в фильме снялись такие звезды кино, как Марлен Дитрих, Джуди Гарланд, Спенсер Трэйси и Берт Ланкастер.
Во время съемок фильма «Блики в золотом глазу» («Reflections in a Golden Eye», 1967) Элизабет Тейлор отказалась от гонорара при условии, что в качестве главного актера будет утвержден Монтгомери Клифт, который в те годы переживал период безработицы. Однако съемки пришлось отложить из-за того, что в тот момент Клифт приступил к съемкам в «Шпионе» («The Defector», 1966), в которой он исполнил роль американского физика, помогающему агенту ЦРУ. Начало съемок «Блики в золотом глазу» пришлось перенести еще раз, на этот раз на август 1966 года, однако на этот раз помешала внезапная смерть Монтгомери. На его роль позже был утвержден Марлон Брандо.
Монтгомери Клифт ушел из жизни 23 июля 1966 года от сердечного приступа в своем доме в Нью-Йорке.
Личная жизнь
Для Голливуда тех лет Монтгомери Клифт стал совершенно новым типом «главного героя». В отличие от напористых героев 40-х годов, он играл уязвимые и ранимые образы, хотя мог так же достоверно воплотить отрицательную роль. Неудивительно, что пресса была заинтересована в том ,как живет знаменитый экранный разбиватель сердец в реальной жизни. В то время как большинство журналистов приписывали ему роман с Элизабет Тейлор, с которой Клифт сыграл большинство своих самых популярных фильмов, близкие друзья актера скрывали от общества факт, что на самом деле он является бисексуалом.
Патриция Босворт, американская писательница, близко знавшая Клифта и его окружение, написала в своей книге воспоминаний: «До инцидента (автомобильной катастрофы) у Монти было много романов как с женщинами, так и с мужчинами. После автокатастрофы и серьезных проблем с наркотиками секс перестал быть важным для него. Самые его близкие отношения были скорее эмоциональными, чем сексуальными, а его круг общения сузился до нескольких старых друзей».
Несмотря на то, что для близких друзей и профессионального круга его нетрадиционная сексуальная ориентация не была тайной, Монтгомери Клифт официально ни разу об этом не заявляла. Самым важным человеком в его жизни, тем не менее, считается Элизабет Тейлор, которая принимала большое участие в его жизни. Их дружба продлилась до самой смерти Клифта. В 2000 году, во время получения награды «GLAAD Media Awards», которую Элизабет Тейлор получила за поддержку ЛГБТ, Тейлор впервые публично подтвердила факт того, что Монтгомери Клифт был гомосексуалистом.