Генри Джеймс – знаменитый писатель литературной классики на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетия, проживший основную часть жизни в Европе и принявший гражданство Британии за год до своей кончины. Он стал первым автором, который экспериментировал с формулировкой изложения романов. Его произведения – это проба по иному смотреть на мир, выражать мысли и слог повествования. На эту тему был издан очерк «Искусство прозы», где писатель пояснил суть жанра: «личное, непосредственное впечатление от жизни, изложенное на бумаге, ценность которого измеряется только «силой впечатлений»».

Биография

Генри Джеймс появился на свет в семье богослова 15 апреля 1843 года в Нью-Йорке. Ранние годы будущий писатель провел в Европе, где получал образование, знакомился с культурой и бытом тех мест. По воле судьбы, ему пришлось сменить не одну школу, заниматься дома с репетиторами и учителями. В поездках с отцом публицистом он много читал, посещал театры, музеи, на прогулках наблюдал за поведением и общением людей. Он усвоил смешение культур Европы и Нового Света в период гражданской войны. Впоследствии это значительно повлияло на его первые произведения, которые соединили американскую и английскую культуры.

Став взрослым, он переезжает в Кембридж и планирует стать юристом, даже изучает право. Однако, увлечение поэзией перевешивает все за и против, и писатель, выбрав литературную стезю в творчестве публикует первые труды. Основное направление, которое прослеживалось на тот момент в его статьях, это было сравнение двух обществ: Англии и Америки. В рассказах часто упоминается приспособление представителей одного сословия, к другому. Делается упор на разногласия общества, непримиримость в поведении и разговорах.


Творческая карьера

В 1861 году Джеймс получил незначительную травму спины во время тушения пожара. Она не лишила его возможности ходить, однако не позволила активно принимать участие в Гражданской войне.

В 1862 году был зачислен в Гарвард на отделения права, но не доучился и ушел, приняв решение писать книги.

1865 год ознаменовался для Генри публикацией первой статьи в журнале Atlantic Monthly.

Спустя четыре года, Джеймс принимает решение проделать путь, который он совершил когда-то с отцом, и проехать по городам Европы, но уже самостоятельно. Сначала был Лондон, затем другие города и везде он видел столкновение Старого и Нового Света. Проведя больше года в поездке, он окончательно разочаровался в непримиримости культур.

За время поездок, Генри написал несколько рассказов, повестей, что несказанно удивило и заинтересовало критиков в юном авторе. Правда они отметили что, автор уделяет слишком много внимания мироощущению героя, не обращая внимания на окружающую обстановку и события вокруг.

Вернувшись из путешествия, в1870 году Джеймс публикует роман «Опекун и опекаемая», несколько рассказов и повестей. Однако, пробыв дома не очень долго, в 1875 году снова уезжает на долгие 20 лет в Лондон, где продолжает писать свои книги. Из-под пера вышли в свет такие произведения, как: «Родерик Хадсон», «Европейцы», «Пламенный пилигрим».

За 90-е годы он завершил и выпустил в свет несколько книг: «Watch and Ward», «Трофей Пойнтона», «Княгиня Казамассима», «Неудобный возраст». Помимо этого, как драматург Генри выпустил пьесу «Гай Домвил», которая была полностью принята и одобрена публикой. Но на этом и завершилась проба в данном направлении, так как все последующие пробы пера не приносили удовлетворения ни автору, ни публике.

Двадцатый век стал для Генри новым, завершающим этапом писательской деятельности. Он написал и опубликовал самые большие свои романы: «Крылья голубки», «Послы», «Золотая ваза». Совершив короткий вояж на родину, публикует очерк «Сцены американской жизни», который отражал пессимизм и упадничество в американской культуре.


За свою творческую жизнь, Джеймс написал более 20 романов и 100-а рассказов, примерно 12 повестей и очень много очерков и статей. Планировал написать пятитомник автобиографии, но успел только две её части - «Маленький мальчик и другие», «Заметки сына и брата». Третья часть «Зрелые годы» так и осталась лежать недописанной на бюро в день его смерти.

Все его произведения отличаются тонким психологизмом и прекрасным знанием человеческой натуры. Он мастерски описывает до мелочей души героев, беседы и монологи, даже как мысленно рассуждает человек в той или иной ситуации. Тем самым показывая всю эмоциональную суть сюжета в любом романе или рассказе.

Личная жизнь

За всю жизнь Генри так и не женился, у него не было детей. Смыслом его жизни была работа, написание книг, которые правда так и не нашли достойного отклика у того поколения читателей. Уже гораздо позднее, читатели стали интересоваться его творчеством, темой гражданской войны.

Последние годы жизни он провел в приобретенной вилле Лэмхаус, которая располагалась в приморском городке Рае. Генри вел красивую и интересную светскую жизнь, общаясь и принимая гостей, совершая пешие прогулки по окрестным местам вдоль побережья.

Умер писатель 28 февраля 1916 года в полном одиночестве.

Интересный момент жизни

В 1875 году, находясь в Париже, Генри Джеймс случайно встретился с Иваном Тургеневым. Он рассказал Генри, что в повествовании надо больше внимания уделять интересным характерам, а не фактической стороне повествования, событиям или действиям. Под влиянием общения с русским классиком, Джеймс написал свою новеллу «Дейзи Миллер». В ней автор раскрыл характер молодой американки, который так непонятен в Европе. В последствие было отмечено, что сюжетные линии произведений двух авторов очень похожи, «Дейзи» Генри сравнивали с «Асей» Тургенева.

Помимо этого, он же представил Джеймса самым великим мастерам того столетия: Флоберу, Додэ, Эмилю Золя и Мопассану. Изучая их произведения, Генри учился излагать сюжет в своих повестях и романах как бы от третьего лица, наблюдателя событий со стороны.