Теперь все поменялось. Нет никаких обязательных требований, воспитание стало приобретать некоторую вседозволенность. Социальная среда, в которой находится сегодня подросток, диктует свои правила. И они не в пользу формирования нормального, здорового общества. Возникает вопрос, а как нам в будущем увидеть своих детей духовно и эмоционально здоровыми, а главное социально адаптированными в существующем сегодня обществе.
Главное развитие, воспитание личности, закладывается в первые годы жизни. Формируются чувства и привычки, черты характера, творческое мышление, эмоции. В этом периоде дети воспитываются родителями, у которых разное представление о том, каким ребенок должен быть. Большую роль играют врожденные задатки, которые определяются генами родственников, формировавшиеся веками.
Малыш подрастает, идет в садик, встречается с другими детьми и видит, что поведение их отличается. Каждый ведет себя так, как он привык дома. В садике игрушки общие, не все дети понимают, что ими нужно делиться с другими ребятами. Нельзя обижать друг друга, нужно помогать. Наблюдая, ребенок перенимает такую модель поведения, новую для него, пробует повторить, потому что для него это другой опыт. В таких случаях взрослому, который находится рядом, желательно подсказать, что обижать не хорошо, игрушкой можно поделиться, товарищу помочь. Но сегодня редко кто вмешивается в воспитательный процесс, потому что многие родители на замечание не реагируют, считают, что это не так важно. А некоторые воспринимают очень бурно. Дальше ребенок идет в школу, встречается с другими нарушениями правил, в его понимании. Таким образом, социальная среда влияет на дальнейшее развитие уже подростка. Динамика развития современного мира также вносит свои коррективы.
Часто нам представляют самые разные системы развития детей, которые практикуются в разных странах. Многие родители начали перенимать зарубежные схемы воспитания. Все эти системы, подходящие для разных стран, не могут прижиться в отдельном государстве. В результате нарушаются привычные, выработанные годами нормы поведения наших предков. Это несет ущерб правильному развитию общества.
О том, как правильно воспитывать подрастающее поколение, написано много книг и пособий, теоретически это должно работать. Но чтобы практически воплотить эти идеи в жизнь, нужны соответствующие, социальные, жизненные условия. Мы начинаем сталкиваться с проблемой взаимодействия друг с другом. Тем более мы не можем изолировать человека от общества, наша жизнь устроена так, что мы живем в коллективе. Конфликты неизбежны, что и наблюдается сегодня.
Пример 1
Играют дети примерно 3 лет в песочнице, рядом наблюдают за ними мамы. Предположим, Дима подходит к Артему, просит лопатку. Артем, конечно, дает, он знает, что нужно делиться. Затем он хочет забрать ее обратно, а Дима увлеченно играет, не отдает. Тогда мама Артема говорит Диме, что ты поиграл, дай и Артему поиграть. Мама Димы при этом диалоге должна бы подключиться к разговору, но она этого не делает. Значит у нее другой подход к воспитанию, может «японский» или «китайский», не важно, это уже потенциальный конфликт.
Пример 2
Идет прохожий, навстречу бегут два подростка, играя на ходу. Один постарше со всего маху бьет по голове, того кто поменьше. Прохожий делает замечание, мальчишки пробегают дальше, не обращая на него внимания, следом за ними идет папа. Не отрывая головы от телефона, бросает фразу - «Не надо им делать замечание, это не ваше дело». С одной стороны, действительно, это не дело прохожего, пусть его дети бьют друг, друга. А с другой стороны, его дети придут завтра в школу, садик, будут обижать других. С таким подходом к воспитанию, проблемы возникнут у рядом живущих людей.
Что же делать?
Как нам вернуться самим и вернуть наших детей, в состояние нравственности и духовности. Важно сохранить себя, свои приобретенные навыки характера. Не растерять такие качества как любовь, добро, сочувствие и желание прийти на помощь. При этом жить, не мешая, а помогая друг другу. Задача не из легких, всех под себя не переделаешь. Что смириться? Нет, ведь на карту поставлена жизнь нашего потомства. Тогда нужно поменять тактику воспитания. Что можно изменить?
Мы все привыкли к выработанному десятилетиями своду основных правил. Девочек не обижать, они слабые, а мальчики сильные и к тому же благородные рыцари. Маленьких нужно защищать, помогать им, если вдруг у них что-то не получается. Старших нужно уважать, реагировать на их замечания. Советы родителей необходимо учитывать, потому что плохого не посоветуют. Воспитатели, учителя, педагоги - это наши наставники, они призваны исправлять наши первые ошибки, помогать нам, прокладывать дорогу в светлую жизнь. Мы понимаем, что сегодня, в наших реальных условиях, проблематично, привить такую жизненную позицию подрастающему поколению.
Возможно, необходимо внести коррективы в воспитание. Следует у детей формировать свою, собственную, оценку. Насилие не должно исходить от тебя, никогда не начинай первым. Защищаться надо всегда, если нет возможности решить вопрос мирно. Анализировать и выбирать правильное решение, присущее твоему воспитанию. Если сын или дочь, рассказывают о несправедливом отношении к себе, нужно научить его, быть готовым самому, к верному выходу из конфликта. Таким образом, мы будем способствовать нравственному росту ребенка, в его собственном взгляде на ситуацию.
Пример.Подросток приходит из школы домой, вы улавливаете запах сигарет. Спрашиваете, ты курил? - Нет, отвечает он. Зачем ты изворачиваешься, обманываешь меня, я чувствую запах? – Я просто рядом стоял, мои друзья все курят, родители им разрешают. При этом подросток знает, что он говорит неправду. Что тут сказать? Действительно сегодня многие взрослые рассуждают так: "Все равно будет курить, пусть лучше мы будем об этом знать". Друзья будут настойчиво приглашать покурить, да и выделяться среди них неудобно. А почему не выделиться своей индивидуальностью, ведь это так оригинально, все курят, а я нет? При этом сохраняю здоровье, молодость. Экономия тоже сегодня немаловажный фактор. При этом я честен по отношению к себе, не нарушаю нравственные критерии, заложенные с детства. Решение это моё, осознанное. Здорово!
Пример.Веронике 17 лет, подружка сделала красивую татуировку на плече, предложила ей тоже, сегодня это модно. Мода дело серьезное, она диктует свои правила, молодые люди ей привержены. Рассудив, Вероника решила, не торопиться, а вдруг она встретит молодого человека, они полюбят друг друга. «Тату», конечно, не препятствие, но все же? Не все к этому относятся положительно. А взрослая мама как будет выглядеть, что говорить подрастающей дочке.
В итоге человека нужно учить с детства, находить аргументы, которые надо подводить под базу своего воспитания. И они должны быть ему на пользу. Получается, что защитник своих ценностей, сегодня ты, сам.
Эта статья для дальнейшего обсуждения неравнодушных родителей, может, кто поспорит или внесет свои соображения, советы. Дерзайте!