Вам понадобится
- - синтаксическая конструкция для анализа.
Инструкция
1
Для выделения прямой речи сначала найдите слова автора, которые ее вводят в синтаксическую конструкцию. Для называния факта речи обычно используются:
- глаголы речи или мысли (говорить, спросить, подумать и т.д.);
- глаголы, указывающие на характер речи и ее связь с предыдущим высказыванием (начать, продолжить, прибавить и т.д.);
- глаголы, выражающие цель речи (попросить, пояснить, согласиться и т.д.);
- словосочетания с именами существительными (обратиться с вопросом, произнести слова и т.д.);
- отглагольные существительные (голос, крик, шепот, мысль и т.д.).
- глаголы речи или мысли (говорить, спросить, подумать и т.д.);
- глаголы, указывающие на характер речи и ее связь с предыдущим высказыванием (начать, продолжить, прибавить и т.д.);
- глаголы, выражающие цель речи (попросить, пояснить, согласиться и т.д.);
- словосочетания с именами существительными (обратиться с вопросом, произнести слова и т.д.);
- отглагольные существительные (голос, крик, шепот, мысль и т.д.).
2
Определите, где находится прямая речь по отношению к словам автора. Авторская речь может вводить, заключать или разрывать прямую речь.
3
Используя пунктуационные знаки русского языка, выделите прямую речь. При этом соблюдайте нормы пунктуационного оформления конструкции.
4
Если слова автора предваряют прямую речь, то перед ней поставьте двоеточие, а в конце – необходимый знак, указывающий на цель высказывания (точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие). Начните прямую речь с прописной буквы. Обратите внимание, что точка ставится после закрытых кавычек. Сравните:
• Светланка воскликнула: «Праздник сегодня удивительный!»
• Светланка сказала: «Праздник сегодня удивительный».
• Светланка воскликнула: «Праздник сегодня удивительный!»
• Светланка сказала: «Праздник сегодня удивительный».
5
Если слова автора завершают прямую речь, заключите ее в кавычки, отделите авторскую речь с помощью тире, перед которым необходим знак, указывающий на цель высказывания. Ставьте запятую, если предложение повествовательное, а также возможны восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Слова автора пишутся со строчной буквы.
• «Ты посиди пока тут», − прошептал Макарыч.
• «Ты посиди пока тут», − прошептал Макарыч.
6
Разрывающие прямую речь слова автора начинайте со строчной буквы и выделяйте тире и запятыми, если прямая речь представляет собой простое либо бессоюзное сложное предложение. Продолжайте прямую речь также со строчной буквы, а в конце поставьте нужный для обозначения цели высказывания знак.
• «О вашем деле, − обратился князь Андрей опять к Борису, − мы поговорим после».
• «О вашем деле, − обратился князь Андрей опять к Борису, − мы поговорим после».
7
При разрыве прямой речи, состоящей из отдельных предложений, после слов автора ставьте точку, а вторую часть прямой речи начинайте с прописной буквы.
• «Да, клевета, − продолжал Шульц. – Она так распространена среди людей, что поддаться ей очень легко».
• «Да, клевета, − продолжал Шульц. – Она так распространена среди людей, что поддаться ей очень легко».
8
При наличии в авторских словах глаголов, относящихся к разным частям прямой речи, после слов автора поставьте двоеточие и тире.
• «Экое недоразумение, − проговорил Андрей, пожал плечами и повторил: − Недоразумение какое-то».
• «Экое недоразумение, − проговорил Андрей, пожал плечами и повторил: − Недоразумение какое-то».
9
Если прямая речь разрывает слова автора, то ее введение оформляйте двоеточием, а завершение запятой или тире перед авторской речью, учитывая контекст.
• Он сказал мне: «Я верный друг!» − и моего коснулся платья.
• Он сказал мне: «Я верный друг!» − и моего коснулся платья.