Биография с аспектами творчества, карьеры и личной жизни
Леопольд Моцарт по причине смерти своего отца не смог тотчас же продолжить обучение по окончании гимназии. Тем не менее уже год спустя он простился со своим родным домом и отправился в Зальцбург, который в то время был суверенным городом Священной Римской империи и резиденцией Примаса Германии, что в свою очередь определяло его как центр политической, культурной и духовной жизни.
В ноябре 1737 года он был зачислен в университет, а уже 22 июля 1738 года ему было присвоено звание Studiosus philosophiae Baccalaureus. B сентябре 1739 года Иоганн Георг Леопольд Моцарт был исключен из университета. Разумеется, что все это время юноша Леопольд Моцарт старательно занимался музыкой, благодаря чему после исключения из университета поступил на службу к канонику Зальцбургского собора графу фон Турн-Вальсассина на должность камердинера, что в те времена знаменовало персону, которая выполняла функции музыканта и личного секретаря.
Тягостным и долгим был путь к приобретению постоянного места оплачиваемой службы, но 1747 году Леопольд был уже придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа и был способен, в конце концов, создать семью с Анной Марией Вальбургой Пертль в феврале 1748 года.
Манера его композиций, будучи весьма самобытной, охватывает азы народной музыки и являет собой яркий пример так называемого пограничного стиля на стыке эпох барокко и раннего классицизма. Будучи членом Лейпцигского «Общества музыкальных наук», Леопольд Моцарт состоял в переписке с такими известнейшими музыковедами, как Христиан Фюрхтеготт Геллерт и Фридрих Вильгельм Марпург. Именно Марпург писал о «Школе»: «Потребность в такого рода труде возникла давно, но мы не могли и надеяться на его обретение: одаренный и основательный виртуоз, разумный и методичный учитель, образованный музыкант; качества, каждое из которых уже делает обладателя его достойным человеком, собраны здесь воедино».
Успех «Школы» был огромен. Она выстояла два пожизненных издания - в 1756 и 1769 годах, третье в 1787 году, а следующее уже в 1800-м. Книга была переведена на голландский и французский языки в 1766 и 1770 годах, а в 1804 году - на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга Амадея и Марии Анны, которая была знаменита как Наннерль стали явными уже в 1759 году. С этого момента Леопольд приобретает известность отца одаренных детей, который чрезвычайно усердно вкладывает свои силы в их музыкальное образование и заботится об их карьере. Да, в Европе уже воцарилась эпоха Просвещения, но сестра Вольфганга реализовывала в себе роль хозяйки, матери и жены.
С каждым годом взросления своего сына внимание Леопольда Моцарта к собственным сочинениям и карьере придворного музыканта стремительно снижалось. С 1763 года и до самой своей смерти он оставался вице-капельмейстером, так и не став первым или главным капельмейстером двора. Для того чтобы сопровождать детей в поездках, где, к слову сказать, он проявил себя прекрасным и неутомимым наставником и организатором, ему приходилось, невзирая на неудовольствие вышестоящих и лично архиепископа, отлучаться на все более длительные сроки. За самовольные отлучки в 1777 году он даже был уволен со службы, где, впрочем, его вскоре восстановили.
В то время как Вольфганг Амадей с 1777 года бывал в родном доме лишь наездами, а в 1781-окончательно переселился в Вену, его отец продолжал служить и заниматься преподаванием в Зальцбурге. Его дочь, Наннерль, в свои года вышла замуж и переехала в Санкт-Гильген. Леопольд Моцарт в свои последние годы жизни много путешествовал, по большей части в Баварию, стал членом масонской ложи и безустанно восторгался успехами любимого сына, с которым он в последний раз встретился в 1785 году в Вене.
28 мая 1787 года после трех месяцев болезни, он скончался на руках у своей дочери и был похоронен на кладбище Св. Себастьяна. После смерти его имущество было пущено с молотка.
Фундаментальный вклад в историю музыки
Отобразить все аспекты личности Леопольда Моцарта в нескольких словах весьма затруднительно. Ведь он являлся одновременно и ретивым католиком, и приятелем протестантов и евреев, и предостерегателем своего сына от продолжительных пребываний в лютеранских или кальвинистских странах, и противником ханжей и святош, которые, по его мнению, не были достойны своего сана. Он был поборником гигиены, почитателем общения, карт и шахмат. В последние годы, искренне горюя по своей умершей жене, он состоял в трогательной переписке с баронессой Элизабет фон Вальдштеттен. Он был одаренным музыкантом и выдающимся педагогом. Его «Фундаментальная школа скрипичной игры» - это, бесспорно, существенная работа, благодаря которой Леопольд Моцарт остался в истории музыки на века.