Ранние годы и первые фильмы Кубрика
Стэнли Кубрик появился на свет в 1928 году в городе Нью-Йорке. С детства он увлекался фотографированием, и уже в семнадцать стал фотокором небезызвестного журнала Look.
В 1951 году Кубрик создал первый свой документальный фильм — о боксере Рокки Грациано. Он получил название «День схватки». Компания RKO Pictures купила этот фильм у начинающего режиссера за сто долларов. А потом эта же компания выделила Кубрику деньги на создание следующей короткометражки — о необычном священнике из Нью-Мехико.
В какой-то момент талантливый самоучка Кубрик (а у него действительно не было высшего образования) решил испытать себя в игровом кино и снял ленту «Страх и вожделение». Она удостоилась положительных оценок от критиков, но принести авторам финансовый успех не смогла.
В 1954-м вместе с Джеймсом Харрисом Кубрик организовал независимую кинокомпанию и снял два низкобюджетных фильма в жанре нуар — «Поцелуй убийцы» (здесь он выступил одновременно в нескольких ипостасях — в качестве режиссера, автора сценария, оператора и монтажера) и «Убийство». Важно добавить, что одну из ролей в «Поцелуе убийцы» сыграла актриса Рут Соботка, на которой режиссер женился в 1955 году. Но брак их оказался недолгим — они разошлись уже в 1957-м.
В 1958 году Кубрик снял антимилитаристскую драму «Тропы славы». Этот кинофильм отличает острота выбранной темы и жесткая саркастичность (особенно это заметно в сценах суда над военными, обвиненными в срыве наступления французов в Первую мировую). Кубрик в «Тропах славы» сумел показать войну как царство невероятного абсурда. В Европе этот фильм вызвал скандал и, например, во Франции он был по факту запрещен. Интересно, что на съемках «Троп славы» Кубрик повстречал главную любовь всей жизни — певицу Кристину Харлан. В том же 1958 году они официально стали супругами и прожили в браке до самой смерти кинорежиссера.
От «Спартака» до «Космической одиссеи»
В 1960 году Кубрик был нанят студией Universal для постановки киноэпопеи «Спартак». У фильма был очень высокий бюджет и в прокате он окупился с лихвой. Но после участия в данном проекте Кубрик стал искать иные способы финансирования своего творчества — он не желал быть зависимым от продюсеров. В результате режиссер принял важное для дальнейшей карьеры решение — переехал в Англию, где, собственно, и жил до конца своих дней.
В 1962 году он снял кинофильм по знаменитому роману Владимира Набокова «Лолита». Известно, что Набоков принимал активное участие в создании картины и давал определенные рекомендации режиссеру. Впрочем, последнее слово все равно оставалось за Кубриком. Картина, как и роман, вызвала бурное обсуждение в прессе.
Очередной фильм мэтра, вышедший на экраны, назывался «Доктор Стрейнджлав». В этой черной комедии нещадно высмеивается военная доктрина США и показывается гипотетическая ситуация ядерной войны между сверхдержавами. Фильм получил сразу три статуэтки «Оскар» — за лучшую постановку и сценарий, а также в номинации «Лучший фильм».
Над следующей картиной Кубрик работал около пяти лет, но это стоило того. Вышедшая в далеком 1968 году лента «2001 год: Космическая одиссея» (ее сюжет основан на коротеньком рассказе Артура Кларка «Часовой») и сегодня поражает своей реалистичностью, проработанностью спецэффектов. По мнению многих кинокритиков, «Космическая одиссея» вообще является лучшим научно-фантастическим фильмом двадцатого века.
Позднее творчество Кубрика
В 1970-е годы Кубрик снял фильмы «Заводной апельсин» (по роману Энтони Бёрджесса), «Барри Линдон» и «Сияние» (по роману Кинга). Каждый из них можно назвать в своем роде шедевром. И хотя в данных кинофильмах поднимались весьма спорные темы, в прокате они окупались.
Следующий фильм режиссера — «Цельнометаллическая оболочка» — увидел свет в 1987 году. Это мрачный и драматичный фильм о вьетнамской войне, в котором достаточно много фирменного кубриковского черного юмора.
Последней работой Кубрика стала сюрреалистическая драма «С широко закрытыми глазами». Она вышла на киноэкраны в 1999 году. В центре повествования здесь — идеальная с виду семейная пара. Но на деле муж и жена уже давно наскучили друг другу и испытывают сексуальную неудовлетворенность... Главные роли в картине достались Николь Кидман и Тому Крузу.
7 марта 1999 года, через несколько суток после завершения работы над последним фильмом, Кубрик скончался от внезапного сердечного приступа. Похоронен был мэтр в собственном поместье в графстве Хартфордшир.