Биография

Сара Садыкова родилась 1 ноября 1906 г. в городе Казань. Нареченная родителями при рождении Бибисарой, она росла любознательным ребенком.

Со временем ласковая приставка «Биби» исчезла и осталось известное в мире татарского искусства имя Сара.

Училась маленькая Бибисара в женской школе, а после окончания получила образование в педагогическом техникуме, уже в это время проявив свои способности. Преподаватель, первый обративший внимание на прекрасный голос Сары, стал Солтан Габаши, сразу предложивший ей ведущую партию Сахипжамал в спектакле «Буз егет» (Прекрасный юноша).

Комиссариат народного образования ТАССР был сражён наповал талантом певицы и направил её на обучение в Московскую консерваторию имени Чайковского.

Учебу она успешно совмещала с работой в  Московском государственном татарском музыкально-драматическом театре «Эшче» (Рабочий), организатором и руководителем которого был её муж Г.Айдарский. Совместно с труппой она периодически выезжала на гастроли по городам страны, где её пение и актёрскую игру с восторгом принимало татарское население. 

Творчество

В 20-егоды музыкальная эпоха озаряется постановками первых опер «Сания» и «Эшче» Альмухаметова, Виноградова и Габаши.  Главную роль Сании  Габаши создавал именно под Садыкову, которая  вскоре стала её основной исполнительницей. В 1930-1934 гг. Сара Садыкова трудилась в труппе Татарского академического театра, ныне известного в Казани как театр Галиаскара Камала, исполняя главные партии музыкальных драм С.Сайдашева. В то время как основалась Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934), Садыкова совершенствует своё вокальное искусство и обучается у таких известных мастеров музыкального искусства того времени, как М.Г.Цыбушенко, В.Ф.Туровская, Г. Свешников, А.И.Губерт. Возвратившись в Казань, С.Садыкова  становится солисткой только что открывшегося татарского театра оперы и балета (1939) и играет в течение десяти лет все ведущие партии оперных постановок. 

Татарская опера развивалась не без помощи Сары Садыковой, которая внесла большой вклад на этапе её становления. В 30-е годы на сцене московского женских образов. 

Началом её деятельности как композитора можно считать танго «Ожидание» на стихи А. Ерикеева (1942 год). По всей видимости, это было не случайно, так как этот театра "Рабочий", а также под софитами театра оперы и балета в Казани, в котором она была ведущей солисткой с 1938 по 1948 гг., она создала множество бытовой танец был широко распространен в довоенное время. В военные годы танго ассоциировалось с образом мирной жизни и вносило нотку ностальгии по довоенным мирным дням. После этой песни о Саре Садыковой заговорили во всех уголках республики. И именно с этого момента татарский музыкальный быт второй половины двадцатого века нельзя было представить без песен Садыковой. Успех окрылил звезду татарского искусства.

Женщина-композитор открыла для татарского народа неведомые им доселе песенные жанры – танго, фокстрот и блюз. Также её можно считать основоположницей бытовой лирики Татарстана. Садыковой успешно удалось воссоединить крепкими узами ритм западно-европейского бытового танца с интонационными особенностями татарской народной песенности. 

С.Садыкова создавала  свои песни в тесном творческом тандеме с популярными представителями авторов татарской и башкирской поэзии. Самые прекрасные мелодии звучат на произведения С.Хакима, Н.Даули, Н.Арсланова, Г.Афзала, М.Карима, Ш.Биккула, М.Нугмана, Х.Туфана, А.Ерикеева, Г.Зайнашевой. 

Большинство песен, прозвучавших в театральных постановках благодаря Садыковой, тем временем зажили самостоятельной жизнью и стали неотъемлимой частью музыкального быта татарского народа.

«Жемчужина татарского искусства» - именно так называл её режиссёр, а по совместительству муж, Газиз Айдарский.

Сара Садыкова по праву является продолжателем музыкальных традиций Салиха Сайдашева. Её песни богаты по своему тематическому разнообразию. Любовь и дружба, война и марши, лирика, шуточные песни, героические и патриотические оды, вальсовые и танцевальные ритмы.

Ещё при жизни Сара Садыкова получила народный титул «Татарская соловушка», как ласково называли её поклонники.

В 1977 г. Саре Садыковой было присвоено гордое звание Народной артистки Республики Татарстан, также она являлась лауреатом государственной премии имени Габдуллы Тукая.

В Союз Композиторов Сару Садыкову приняли всего за два года до смерти.

Семья

В молодости Сара Садыкова связала себя узами брака с актёром и режиссёром Газизом Айдарским в Москве.

Единственная дочь – Альфия Айдарская, заслуженная артистка Республики Татарстан, балерина, жива по сей день.

Великий символ татарского искусства похоронили на Мемориальном кладбище Новотатарской слободы города Казани.


Вклад Сары Садыковой в жизнь татарского (и не только!) искусства оценить невозможно. Как оценивать то, что безгранично? За всю свою творческую деятельность она создала около четырехсот песен, музыку к более чем тридцати спектаклям, бесчисленное множество инструментальных произведений и две музыкальные комедии. Люди покорялись душевности её композиций, в которых было всё: и хорошее, и плохоё, но такое близкое и знакомое народу.

Она очень много работала, говорила, что думала, была упорной и настойчивой, её называли «несгибаемой».

Артистки уже давно нет с нами, но народ до сих пор любит, слушает и восхищается. В честь неё названы главные улицы города и концертные залы, создаются музеи и мемориалы, проводятся памятные вечера и концерты. В 2006 году Татарстан широко праздновал столетний юбилей своей «соловушки», на который съехались таланты со всей необъятной республики. В ближайшее время в Казани установят памятник.